Михаил Петряков известный в прошлом жокей, а ныне не менее известный и успешный тренер. Он обладает редким человеческим качеством – душевной щедростью. Он готов делиться своим профессиональным опытом и знаниями со всеми, кому они пригодятся в жизни. Жокей – одна из самых сложных профессий. Многих привлекает в ней чисто внешняя сторона. Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть она и в жокейской профессии. Помимо больших физических нагрузок и необходимости постоянно держать вес, который ниже его физиологической нормы, у жокеев много психологических проблем. Это непростые взаимоотношения с тренерами и владельцами, несправедливые упреки и обвинения, козни соперников, сложные лошади, неудачи в скачках, причины которых трудно понять. Как вести себя в сложных ситуациях? Где найти моральные силы, чтобы переживать тяжелые жизненные моменты? Как избегать профессиональных ошибок? Как находить общий язык с тренерами, владельцами лошадей и персоналом конюшни?
На все эти вопросы Вы найдете ответ в статье Михаила Петрякова которую мы предлагаем Вашему вниманию. Она публиковалась в журнале «Коневодство и Конный спорт» под названием «Другая сторона медали». Конечно, в первую очередь она будет полезна жокеям, как начинающим, так и более опытным. Но и всем любителям лошадей и скачек стоит прочитать ее, чтобы лучше понять, что же такое скаковой мир на самом деле.
Другая сторона медали
Психологические проблемы жокея Михаил Петряков
Нет жокея, путь которого гладок, а небо над ним безоблачное и голубое. Победы чередуются с поражениями, а хвалебные речи – со
злобным шипением. Не каждый тренер благородно признает свои ошибки, а владелец лошади далеко не всегда прислушивается к мнению даже очень опытных всадников о возможностях его лошади. Иногда встречаются люди, подлость которых не знает границ. И не существует единого рецепта, как вести себя в ситуациях, когда тебя обвиняют в поражении лошади или в том, что она получила травму, а твоей вины в этом нет. Более того, ты предупреждал, что такое может произойти, если не снизить нагрузки или не поменять всадника на тренинге, но в ответ слышал: «Твое дело ездить, а мое руководить» — или – «Ты езди, а думать буду я». Мне приходилось сталкиваться с подобными «полубогами», и все они заканчивали свою карьеру очень плачевно, к сожалению, успев испортить много классных лошадей и навредить не одному жокею. Конечно, в жизни важно иметь твердый кулак, но чаще, здравый смысл бывает важнее. К тому же чей-то сломанный нос или подбитый глаз проблему не решит.
Наиболее сильный удар всадник испытывает, когда его ссаживают с любимой лошади. Особенно если он работает с ней с самой заездки, а их взаимоотношения приобрели форму диалога без слов. Очень часто все внимание и время жокея концентрируется на этой лошади, и совместная работа доставляет обоим радость. Но иногда, какой-нибудь заумный тренер или глупый владелец перед самым главным призом решают, что кто-то может проехать на ней лучше, и приглашают на эту скачку другого человека. Не всегда такой ход бывает успешным и скакун выигрывает. Очень часто случается наоборот. Но для жокея, который работал с этой лошадью, любой исход не имеет никакого значения. И взаимоотношения между ним и тренером или владельцем бывают испорчены навсегда. Как правило, в подобном случае проигрывают все.
Никто не застрахован от такой ситуации. Поэтому, какой бы ни была лошадь хорошей и классной, необходимо относиться к ней как к партнеру по работе – с уважением, но без излишней нежности. Глубокие чувства оставьте для близкого вам человека. К тому же некоторые лошади, почувствовав слабинку в отношении к ней, начинают сачковать на работе, кентеровать без повода, расхлябано, без концентрации. Это часто приводит к травмам, а иногда и падениям. Всегда нужно руководствоваться поговоркой – «Дружба дружбой, а служба службой». Есть еще одна причина, по которой не рекомендуется излишне привыкать к лошади и приучать ее к себе. Как и каждый спортсмен, она подвержена травмам, после которых уже не может тренироваться и стартовать. Заниматься с такими лошадьми ни у кого нет времени, потому что нужно работать с целыми. И вот так они и стоят где-то в конце конюшни, всеми полузабытые и по своему переживают. Лошади хорошо чувствуют изменение отношения к себе и молча страдают, только не показывают этого. Еще хуже, когда любимый скакун погибает. В этом случае нужно переключиться на другую лошадь. Необходимо уметь это делать, как говорится, работа такая.
Иногда можно услышать от жокея, особенно после неудачной скачки, далеко не лестные выражения о способностях своей лошади. Помните, что для владельца его скакун самый лучший и красивый, и ругань в адрес своей лошади он воспринимает так же, как если бы оскорбляли его самого. Жокею, как никому, необходимо следить, что он говорит. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Если совершил незаметную ошибку и проиграл скачку, нужно попросту постараться в следующий раз ее не повторить. И так в любом неудачном выступлении лошади обвиняют жокея, и нет необходимости дополнительно вызывать огонь на себя. Не нужно пробовать что-то объяснять или оправдываться. Никому это не интересно. Самое лучшее в нашей профессии молчаливое спокойствие. Очень хороши в этом английские жокеи. Выиграл или проиграл, он всегда уравновешен и спокоен. Скачки это их работа, и они не тратят свою энергию на бесполезные переживания и разговоры, а просто концентрируются на следующем старте, потому что лошадь, как никто, чувствует внутреннее психическое состояние человека, и излишняя нервозность партнера может передаться ей. Каждый жокей нервничает перед стартом, только одни научились направлять нервное возбуждение в концентрацию, а другие попросту перегорают впустую. Способность управлять своими эмоциями есть не у всех, но кто хочет стать классным жокеем, должен этому научиться.
Успешное выступление скаковой конюшни напрямую зависит от микроклимата в ней. Там где хорошо организована работа и
есть железная дисциплина, а взаимоотношения между тренером, жокеями и конюхами основаны на взаимном уважении и доверии, хорошо и ровно бегают даже лошади среднего класса. Проблема толко в том, что собрать такой коллектив очень трудно. И даже если это удается сделать, приходится прилагать много усилий, чтобы он не распался. К сожалению, противостояние между тренотделениями никогда не ограничивается только борьбой на скаковой дорожке. Известно много случаев, когда хорошо слаженный коллектив разбивался со стороны, при помощи слушков, провокаций и откровенного обмана. Главным объектом для нападок всегда является жокей, потому что из всех работников тренотделений он самый незащищенный. И необходимо всегда помнить, с кем разговариваешь и о чем.
Самое главное не рассказывать о взаимоотношениях в своей конюшне. Даже самая безобидная и минимальная критика может быть так переделана и преподнесена каким-нибудь негодяем, что впоследствии могут возникнуть очень большие проблемы. Нельзя слушать участливых приятелей, которые после какой-нибудь неудачи, будут подсовывать вам идею, что в проигрыше виноват ваш тренер. Стоит только с ними согласиться, и тут же тренеру будет доложено — жокей на тебя поливает. И кризис в отношениях обеспечен. Самое лучшее, это ответить добрячку — я и тренер разберемся сами. Хорошо, если вся конюшня будет придерживаться такой тактики, тогда такое тренотделение очень трудно обыграть. В всем мире хорошие скаковые конюшни закрыты для посторонних и живут по своему уставу.
Иногда начинающим ездокам приходится заниматься с лошадьми, зная, что выступать на них тренер скорее всего доверит более опытным и именитым жокеям. Трудно себя заставить нормально стараться и готовить их так же как для себя, особенно если лошади сложные. Необходимо помнить, что жокей учится и совершенствуется всю жизнь, и каждая сделанная лошадь, это следующая ступень к совершенству. И если всадник занимается и пробует понять каждую лошадь, то придет время и для него не будет сложных лошадей. Под такими жокеями хорошо бегают даже те скакуны, которые под другими приходят далеко сзади. Известно много случаев, когда средний аутсайдер, попав под седло мастера, начинал выигрывать большие призы, а под другими даже простой скачки выиграть не мог. Умение чувствовать лошадь одним дается свыше, другие его получают, только поработав несколько лет с большим старанием. Но если жокей относится к лошадям неуважительно, начинает без причины обходиться с ними жестко, это чутье сильно притупляется или уходит полностью. С таким человеком лошади часто начинают воевать, противиться и в результате превращаются в нервную и вредную посредственность. Любую лошадь можно воспитать и подъездить так, что она будет стабильно выступать на том уровне, который заложила в нее природа. И в то же время каждую классную лошадь можно испортить так, что она и на круг выходить откажется. Поэтому тем, кто не может работать с полной отдачей, не смотря ни на что, в скаковом мире делать нечего. Каждому жокею попадает его «Анилин», и нужно только не прозевать его и суметь правильно воспитать.
Жизнь жокея неразрывно связана с его работой. Правильнее сказать даже, что работа это его образ жизни. Иногда бывают такие удачные дни, когда все выходит, выигрываешь почти на каждой лошади и кажется, что весь мир у твоих ног. Но через некоторое время те же лошади, те же соперники, а ничего не выходит, и кажется что уже весь мир против тебя. В этом случае причин может быть много. Возможно, во время последнего старта ваша лошадь была в наивысшей форме, и после этой скачки наступил легкий ее спад. Второе, один или несколько жокеев ранее не выезжали своих лошадей до конца, а готовили их непосредственно к этому старту. Такое часто бывает при розыгрыше главных призов сезона. И третье – можно нарваться на «колотого» соперника. Но в этом случае почти всегда чувствуешь, что имеешь дело с грязной игрой. В настоящее время стало гораздо легче не попадаться на некоторые уловки соперников, но все равно, во все времена всегда были и есть свои шпионы, которые очень внимательно следят за работой и за скачками. Часто их информация бывает очень полезной для жокея, конечно если она настоящая. Благодаря ей можно просчитать примерную тактику будущей скачки. Хотя очень часто после старта жокею приходится мгновенно все менять и ехать по ситуации, потому что соперники не глупые и лошади у них хорошие, а иногда несколько жокеев едут против Вас, либо приготовили ловушку, которую только опытный жокей может избежать. О некоторых призах можно даже снять увлекательный детектив. Потому что все закулисные интрижки напоминали заговор, а сама скачка была очень драматичной и не всегда заканчивалась по мысли заговорщиков. А иногда кто-то третий использовал ситуацию, и пока другие воевали между собой, он выигрывал. Даже среди равных, временами кто-то оказывается «равнее». Необходимо узнать и основные приемы своих соперников, и внимательно смотреть, кто как ведет свою лошадь по дистанции: откуда начинает ехать, где дает ей передохнуть. И тогда в нужный момент на самый главный приз можно обыграть его, постепенно подводя свою лошадь и готовя ее против фаворита.
Каждый жокей имеет и сильные и слабые стороны и при равных возможностях участников скачки мастерство и опыт жокея играет очень большую роль. Один любит финишировать ровно, издалека. Второй предпринимает краткий мощный бросок. Третий любит водить. И каждый приучает свою лошадь под себя. Но самые лучшие едут непредсказуемо, хорошо чувствуя партнера. Их всегда очень трудно обыграть, особенно если он приезжает с другого ипподрома и ранее вы не видели его езду на данной лошади. Таким жокеям указаний как ехать не дают, а говорят — разберешься сам. Конечно, ответственность у него очень большая, но благодаря обостренному чутью он часто выигрывает. И тогда говорят, что он совершил чудо, а на самом деле жокей интуитивно провел лошадь по дистанции идеально.
Именно интуицию старался развивать у своих учеников Николай Насибов. Хотя его методы были очень жесткими и не каждый мог долго выдерживать постоянную полную концентрацию и стресс. Но возможно в условиях, когда стартов катастрофически мало, это был единственный способ воспитать хорошее чутье. Если жокей не имеет минимум 150 стартов в год, значит для его развития и совершенствования необходимы дополнительные факторы и занятия. Поэтому советую всегда находить время для дополнительных тренировок на силу, выносливость и технику, чтобы в скачке недостаточность того или иного качества не отвлекала вас от основной работы. Жокей это профессиональный спортсмен, который как хорошее вино, чем старше, тем лучше. И его долговечность во многом зависит от него самого. Тренеры обязаны это понимать и создавать своему жокею условия для таких тренировок. Ведь жокей и лошадь в скачке составляют единое целое, и если один из них будет плохо подготовлен, это отрицательно скажется на результате выступления.
Сейчас во всех видах спорта психологической подготовке членов команды уделяется большое внимание. Жокею же пока приходится самому быть себе врачем, тренером и психологом. Надеюсь мои советы помогут молодым ребятам избежать хотя бы некоторых ошибок, которые могут испортить не только их карьеру, но и поломать жизнь.