Чистокровное коннозаводство и скаковая индустрия в России
Традиции
Отечественное чистокровное коннозаводство базируется на очень хороших традициях, сложившихся еще в дореволюционное время. Достаточно сказать, что Россия была второй страной в мире, где начали издавать племенную книгу английских чистокровных лошадей. Первый том ее вышел в 1836 году. Скачки в Москве начали проводить с середины 1790 годов, и они с самого начала пользовались большой популярностью. В 1825 году в стране появилось первое скаковое общество. Разведением чистокровных лошадей в России тех времен занимались серьезные коннозаводчики: Ф.С.Мосолов, И.П.Петровский, Н.А.Лунин, Д.П.Воейков, М.И.Лазарев, Л.А.Манташев. Они регулярно ввозили ценный племенной материал, а своих кобыл посылали на случку в Англию. Чистокровное коннозаводство в дореволюционной России неизменно пользовалось государственной поддержкой.
В советское время эта традиция сохранилась. Конные заводы были
национализированы и быстро восстановлены после упадка вызванного военной и революционной разрухой. Деятельность конных заводов контролировали Главные управления коневодства и коннозаводства при министерствах сельского хозяйства СССР и РСФСР. Ведущими конными заводами чистокровного направления в СССР были: «Восход», Кабардинский, Онуфриевский, Днепропетровский, Деркульский, Лабинский, Бесланский, Стрелецкий. С начала 50-х годов отечественные чистокровные лошади принимали участие в международных скачках и стипль-чезах. Успехи Анилина, Гарнира, Дерзкого, Забега, Акташа, Адена, Эпиграфа, Грифеля, Гобоя и других лошадей тех лет, мы помним до сих пор. Выезжая за границу, наши конники видели уровень чистокровного коннозаводства в Западной Европе и Америке: какие там дорожки на ипподромах, как содержат лошадей, какие условия созданы для тренеров и жокеев, какие резвости показывают в призах лучшие западные лошади, какая амуниция продается в магазинах. Тогда многим казалось, что все дело в том, что в капиталистических странах лошади, ипподромы и конные заводы частные. Однако, когда и в России чистокровное коневодство и коннозаводство стало уделом частных владельцев, в отрасли появилось много проблем, о которых в советское время отечественные конники даже не подозревали.
Проблемы
В те годы у нашего коннозаводства были большие преимущества, которые отмечали даже иностранцы: централизация селекционно-племенной работы, возможность оптимального использования лучших жеребцов, государственные ассигнования на разведение и испытания чистокровных лошадей. Теперь российские конники испытывают ностальгию по 70-80м годам. Тогда отрасль представляла собой единую отлаженную систему, все звенья которой работали согласованно, поскольку существовал единый государственный орган, управлявший ею. В настоящее время старая система полностью разрушена, а новая не создана. Среди коневладельцев и коннозаводчиков наблюдается полнейшая разобщенность. Каждый из них сам по себе. С одной стороны, они пользуются абсолютной свободой действий. Но и все свои проблемы вынуждены решать самостоятельно. А частные проблемы российских коневладельцев и коннозаводчиков упираются в три основные: отсутствие баланса между спросом и предложением на скаковых лошадей разного возраста, отсутствие единой организации по управлению разведением и ипподромными испытаниями лошадей чистокровной верховой породы и отсутствие государственной поддержки отрасли.
Решения
А решение этих трех проблем, сводится к одной, еще более общей – недостаточной популярности скачек в России.
Понятно, что если бы большее количество людей интересовались скаковыми лошадьми и их ипподромными испытаниями, то и спрос на чистокровных лошадей был бы значительно выше. Соответственно возрастет число коневладельцев, любителей лошадей и игроков в тотализатор. Тогда повысится и внимание государства к отрасли, а следовательно и добиться поддержки соответствующих госструктур будет значительно проще. И она может быть не только финансовой, но и организационной. В нынешних условиях создание полноценного Жокей Клуба в России исключительно силами коневладельцев очень проблематично. Такие попытки были, но практика показала, что отечественная скаковая общественность не готова к самоорганизации и самоуправлению. И на первых порах общероссийским Жокей Клубом должна стать государственная организация.
Следовательно, главным тормозом развития отечественного чистокровного коннозаводства и ипподромной индустрии является их недостаточная популярность среди населения. Чтобы изменить ситуацию, необходимо проанализировать причины, в результате которых она возникла. Первая и главная из них, это отсутствие у большинства россиян даже самой элементарной осведомленности об ипподромах, скачках и скаковых лошадях. На самом деле, в стране сейчас много людей, обладающих достаточными средствами для покупки и содержания лошадей. Даже не проводя
специальных опросов, легко убедиться, что огромный процент людей в России абсолютно «не в конной теме». И вовсе не потому, что они не любят этих животных или сознательно не хотят ходить на соревнования, бега и скачки или научиться ездить верхом. Они просто далеки от этого. Очень многие москвичи не только ни разу не были на ипподроме, но и попросту не знают, что это такое, путают его с конноспортивными комплексами. А что же говорить о жителях тех городов, где нет ипподромов. Но и там, где ипподромы есть, их посещаемость оставляет желать лучшего.
Еще совсем недавно вопрос привлечения публики на Центральный московский ипподром не стоял вообще. Трибуны всегда были заполнены, а в кассы стояли очереди. В последние несколько лет картина резко изменилась. Это связывают с закрытием тотализатора. Однако, тенденция к снижению популярности бегов и скачек прослеживалась давно. Запрет на игру послужил лишь толчком, обострившим ситуацию. На самом деле, причин оттока посетителей несколько, и кроются они гораздо глубже, чем многие думают. На Пятигорском и Ростовском ипподромах тотализатор работает, однако и на них зрителей стало меньше. Местные любители говорят, что с переходом этих ипподромов в частные руки, игра на них потеряла свою привлекательность, и сами скачки стали менее интересными. Новые люди сейчас редко приходят на ипподром. Отчасти потому, что руководство ипподромов не уделяет достаточного внимания рекламе проводимых мероприятий, а другие способы привлечения посетителей попросту не задействованы. По неофициальным данным на Ростовском ипподроме в скаковой день бывает 700-800 человек, на Краснодаорском – 400-500, на Пятигорском 200-300. Такая статистика красноречиво говорит о том, что главная проблема нашего чистокровного коннозаводства сейчас, это малый общественный интерес к лошадям и скачкам.
Пока она не будет преодолена, отрасль не продвинется вперед в своем развитии. И преодолеть эту проблему совсем не
сложно, главное – осознать ее. Конечно же, потребуется систематическая и целенаправленная работа по популяризации и пропаганде скачек и чистокровного коннозаводства в России. И это должны быть не отдельные мероприятия, проводимые от случая к случаю то на одном, то на другом ипподроме, а постоянные действия, направленные на привлечение интереса населения к лошадям, скачкам и игре в тотализатор, осуществляемые в соответствии с продуманной и грамотно составленной программой. Наверняка подавляющее большинство конников согласится с этими доводами, но многие зададут вопрос: кто же должен всем этим заниматься? Ответ очевиден – все, кто заинтересован в развитии отечественного чистокровного коннозаводства и ипподромной индустрии. Но в первую очередь, безусловно, крупные коннозаводчики. Они вложили и продолжают вкладывать немалые деньги в покупку лошадей, аренду или приобретение земли, постройку необходимых сооружений, оборудование тренировочных кругов, привлечение на работу высокопрофессиональных специалистов. И конечно же, они заинтересованы, чтобы их затраты окупались.
Это возможно только, если призовые суммы на ипподромах будут значительно выше, чем сейчас и спрос на скаковых лошадей всех возрастов, в том числе и закончивших свою скаковую карьеру, будет стабилен и постоянен. Призовые суммы можно увеличить за счет спонсорских вложений и государственных ассигнований, но главным и основным источником средств на развитие чистокровного коннозаводства должен стать тотализатор. Зарубежный опыт показывает, что при наличии соответствующей массы потребителей, регулярно делающих ставки на бега и скачки, за счет дохода от тотализатора покрываются все производственные затраты, а также формируются призовые фонды для бегов и скачек. А это, возможно при высокой популярности ипподромных испытаний. Успешная продажа лошадей тоже зависит от популярности чистокровного коннозаводства и правильной организации взаимоотношений покупателей и продавцов. Создание цивилизованного рынка лошадей и услуг ипподромов – одна из первостепенных задач в отрасли призового коневодства. И ее успешное решение тоже зависит от уровня общественного интереса к скачкам и бегам.
Разведение скаковых лошадей вполне реальная бизнес-идея для воплощения ее в нашей стране. Но практический опыт
современных российских коннозаводчиков пока невелик. Поэтому, они полагают, что одно, отдельно взятое коневодческое предприятие может успешно развиваться и приносить доход в стране, где не развита ипподромная индустрия и не создана единая отраслевая система, состоящая из трех компонентов: коннозаводство, ипподромные испытания и конный тотализатор. Все эти направления должны функционировать согласованно. Для этого необходимо их единое, централизованное управление, направленное соблюдение интересов не отдельных предпринимателей, имеющих бизнес в данной сфере, а отрасли в целом. Первый шаг в этом направлении был сделан со стороны Государства – создано ОАО «Российские ипподромы». Оно существует совсем недавно, и оценивать эффективность его деятельности пока еще рано.
Сейчас новое коневодческое сообщество сильно разобщено. Отдельные коневладельцы и коннозаводчики прежде всего смотрят друг на друга как на конкурентов. Среди профессионалов, работающих в отрасли также обострилось соперничество, что вызвано переходом к рыночным отношением. Каждый предпочитает решать свои проблемы в одиночку, не обращаясь за помощью к коллегам и не рассчитывая на общественный ресурс. И напрасно. В цивилизованных странах с успешно развивающимся коневодством давно уже переболели этой болезнью и ушли от индивидуализма. Там существует много профессиональных объединений и организаций, созданных по инициативе заинтересованных лиц. Люди объединились для реализации общих целей и задач, которые неизменно существуют в каждом корпоративном социуме. Осознание общих проблем – первый шаг на пути к реальному и конструктивному объединению российских конников. Без популяризации коневодства среди широких слоев населения, дальнейшее расширение рынка его товаров и услуг очень скоро станет невозможным. И это в свою очередь будет тормозить развитие отрасли, что скажется на благополучии каждого из нас. Поэтому сейчас самое время принимать меры, чтобы этого не произошло.
[…] сформировать обширный рынок для этого бизнеса. Наша следующая публикация будет посвящена этой теме. И тем, кто заинтересуется […]
Thank you for this article. It was not only entertainment account. Glance complex to far brought agreeable from you! However, how could we keep in touch?
Нужно иметь государственное мышление, чтобы проникнуться сутью этой статьи. А сейчас, те кто имеет деньги предпочитают тупо торговать и не заморочиваться серьезными проблемами. Однако, ского их лафа кончится, и настанет время думающих бизнесменов.
Интересные посты — это ваш стиль безусловно!
Интересная статья. Хотелось бы еще немного статистики.