Современное состояние отрасли

Чистокровное коннозаводство и скаковая индустрия в России

Традиции

Так выглядел Московский ипподром до революции

Отечественное чистокровное коннозаводство базируется на очень хороших традициях, сложившихся еще в дореволюционное время. Достаточно сказать, что Россия была второй страной в мире, где начали издавать племенную книгу английских чистокровных лошадей. Первый том ее вышел в 1836 году. Скачки в Москве начали проводить с середины 1790 годов, и они с самого начала пользовались большой популярностью. В 1825 году в стране появилось первое скаковое общество. Разведением чистокровных лошадей в России тех времен занимались серьезные коннозаводчики: Ф.С.Мосолов, И.П.Петровский, Н.А.Лунин, Д.П.Воейков, М.И.Лазарев, Л.А.Манташев. Они регулярно ввозили ценный племенной материал, а своих кобыл посылали на случку в Англию. Чистокровное коннозаводство в дореволюционной России неизменно пользовалось государственной поддержкой.

В советское время эта традиция сохранилась. Конные заводы были

Николай Насибов на Анилине

Николай Насибов на Анилине — легенда отечественных скачек

национализированы и быстро восстановлены после упадка вызванного военной и революционной разрухой. Деятельность конных заводов контролировали Главные управления коневодства и коннозаводства при министерствах сельского хозяйства СССР и РСФСР. Ведущими конными заводами чистокровного направления в СССР были: «Восход», Кабардинский, Онуфриевский, Днепропетровский, Деркульский, Лабинский, Бесланский, Стрелецкий. С начала 50-х годов отечественные чистокровные лошади принимали участие в международных скачках и стипль-чезах. Успехи Анилина, Гарнира, Дерзкого, Забега, Акташа, Адена, Эпиграфа, Грифеля, Гобоя и других лошадей тех лет, мы помним до сих пор. Выезжая за границу, наши конники видели уровень чистокровного коннозаводства в Западной Европе и Америке: какие там дорожки на ипподромах, как содержат лошадей, какие условия созданы для тренеров и жокеев, какие резвости показывают в призах лучшие западные лошади, какая амуниция продается в магазинах. Тогда многим казалось, что все дело в том, что в капиталистических странах лошади, ипподромы и конные заводы частные.  Однако, когда и в России чистокровное коневодство и коннозаводство стало уделом частных владельцев, в отрасли появилось много проблем, о которых в советское время отечественные конники даже не подозревали.

Проблемы
Александр Чугуевец после победы в призе Европы 1978 год

Александр Чугуевец после победы в призе Европы — 1978 год

В те годы у нашего коннозаводства были большие преимущества, которые отмечали даже иностранцы: централизация селекционно-племенной работы, возможность оптимального использования лучших жеребцов, государственные ассигнования на разведение и испытания чистокровных лошадей. Теперь российские конники испытывают ностальгию по 70-80м годам. Тогда отрасль представляла собой единую отлаженную систему, все звенья которой работали согласованно, поскольку существовал единый государственный орган, управлявший ею. В настоящее время старая система полностью разрушена, а новая не создана. Среди коневладельцев и коннозаводчиков наблюдается полнейшая разобщенность. Каждый из них сам по себе. С одной стороны, они пользуются абсолютной свободой действий. Но и все свои проблемы вынуждены решать самостоятельно. А   частные проблемы российских коневладельцев и коннозаводчиков упираются в три основные: отсутствие баланса между спросом и предложением на скаковых лошадей разного возраста, отсутствие единой организации по управлению разведением и ипподромными испытаниями лошадей чистокровной верховой породы и отсутствие государственной поддержки отрасли.

Решения

А решение этих трех проблем,  сводится к одной, еще более общей – недостаточной популярности скачек в России.

так выглядят отечественные коневладельцы со стороны

Так выглядят со стороны многие российские коневладельцы

Понятно, что если бы большее количество людей интересовались скаковыми лошадьми и их ипподромными испытаниями, то и спрос на чистокровных лошадей был бы значительно выше. Соответственно возрастет число коневладельцев, любителей лошадей и игроков в тотализатор. Тогда повысится и внимание государства к отрасли, а следовательно и добиться поддержки соответствующих госструктур будет значительно проще. И она может быть не только финансовой, но и организационной. В нынешних условиях создание полноценного Жокей Клуба в России исключительно силами коневладельцев очень проблематично. Такие попытки были, но практика показала, что отечественная скаковая общественность не готова к самоорганизации и самоуправлению. И на первых  порах общероссийским Жокей Клубом должна стать государственная организация.

Следовательно, главным тормозом развития отечественного чистокровного коннозаводства и ипподромной индустрии является их недостаточная популярность среди населения. Чтобы изменить ситуацию, необходимо проанализировать причины, в результате которых она возникла. Первая и главная из них, это отсутствие у большинства россиян даже самой элементарной осведомленности об ипподромах, скачках и скаковых лошадях. На самом деле, в стране сейчас много людей, обладающих достаточными средствами для покупки и содержания лошадей.  Даже не проводя

владелец конногоь завода "Восход"

Олег Дерипаска — владелец конного завода «Восход»

специальных опросов, легко убедиться, что огромный процент людей в России абсолютно «не в конной теме». И вовсе не потому, что они не любят этих животных или сознательно не хотят ходить на соревнования, бега и скачки или научиться ездить верхом. Они просто далеки от этого. Очень многие москвичи не только ни разу не были на ипподроме, но и попросту не знают, что это такое, путают его с конноспортивными комплексами. А что же говорить о жителях тех городов, где нет ипподромов. Но и там, где ипподромы есть, их посещаемость оставляет желать лучшего.

Еще совсем недавно вопрос привлечения публики на Центральный московский ипподром не стоял вообще. Трибуны всегда были заполнены, а в кассы стояли очереди. В последние несколько лет картина резко изменилась. Это связывают с закрытием тотализатора. Однако, тенденция к снижению популярности бегов и скачек прослеживалась давно. Запрет на игру послужил лишь толчком, обострившим ситуацию. На самом деле, причин оттока посетителей несколько, и кроются они гораздо глубже, чем многие думают. На Пятигорском и Ростовском ипподромах тотализатор работает, однако  и на них зрителей стало меньше. Местные любители говорят, что с переходом этих ипподромов в частные руки, игра на них потеряла свою привлекательность, и сами скачки стали менее интересными. Новые люди сейчас редко приходят на ипподром.  Отчасти потому, что руководство ипподромов не уделяет достаточного внимания рекламе проводимых мероприятий, а другие способы привлечения посетителей попросту не задействованы. По неофициальным данным на Ростовском ипподроме в скаковой день бывает 700-800 человек, на Краснодаорском – 400-500, на Пятигорском 200-300. Такая статистика красноречиво говорит о том, что главная проблема нашего чистокровного коннозаводства сейчас, это малый общественный интерес к лошадям и скачкам.

Пока она не будет преодолена, отрасль не продвинется вперед в своем развитии. И преодолеть эту проблему совсем не

конюшня в к-з "Волгоградский"

Конюшня в к-з «Волгоградский»

сложно, главное – осознать ее. Конечно же, потребуется систематическая и целенаправленная работа по популяризации и пропаганде скачек и чистокровного коннозаводства в России. И это должны быть не отдельные мероприятия, проводимые от случая к случаю то на одном, то на другом ипподроме, а постоянные действия, направленные на привлечение интереса населения к лошадям, скачкам и игре в тотализатор, осуществляемые в соответствии с продуманной и грамотно составленной программой. Наверняка подавляющее большинство конников согласится с этими доводами, но многие зададут вопрос: кто же должен всем этим заниматься? Ответ очевиден – все, кто заинтересован в развитии отечественного чистокровного коннозаводства и ипподромной индустрии. Но в первую очередь, безусловно, крупные коннозаводчики. Они вложили и продолжают вкладывать немалые деньги в покупку лошадей, аренду или приобретение земли, постройку необходимых сооружений, оборудование тренировочных кругов, привлечение на работу высокопрофессиональных специалистов. И конечно же, они заинтересованы, чтобы их затраты окупались.

вид конюшни Волгоградского к-з

Общий вид конюшни конного завода «Волгоградский»

Это возможно только, если призовые суммы на ипподромах будут значительно выше, чем сейчас и спрос на скаковых лошадей всех возрастов, в том числе и закончивших свою скаковую карьеру, будет стабилен и постоянен.  Призовые суммы можно увеличить за счет спонсорских вложений и государственных ассигнований, но главным и основным источником средств на развитие чистокровного коннозаводства должен стать тотализатор. Зарубежный опыт показывает, что при наличии соответствующей массы потребителей, регулярно делающих ставки на бега и скачки, за счет дохода от тотализатора покрываются все производственные затраты, а также формируются призовые фонды для бегов и скачек. А это, возможно при высокой популярности ипподромных испытаний. Успешная продажа лошадей тоже зависит от популярности чистокровного коннозаводства и правильной организации взаимоотношений покупателей и продавцов. Создание цивилизованного рынка лошадей и услуг ипподромов – одна из первостепенных задач в отрасли призового коневодства. И ее успешное решение тоже зависит от уровня общественного интереса к скачкам и бегам.

Разведение скаковых лошадей вполне реальная бизнес-идея для воплощения ее в нашей стране. Но практический опыт

конюшня конного завода "восход"

Коннный завод «Восход» с высоты птичьего полета

современных российских коннозаводчиков  пока невелик. Поэтому, они полагают, что одно, отдельно взятое коневодческое предприятие может успешно развиваться и приносить доход в стране, где не развита ипподромная индустрия и не создана единая отраслевая система, состоящая из трех компонентов: коннозаводство, ипподромные испытания и конный тотализатор. Все эти направления должны функционировать согласованно. Для этого необходимо их единое, централизованное управление, направленное соблюдение интересов не отдельных предпринимателей, имеющих бизнес в данной сфере, а отрасли в целом. Первый шаг в этом направлении был сделан со стороны Государства – создано ОАО «Российские ипподромы». Оно существует совсем недавно, и оценивать эффективность его деятельности пока еще рано.

денег нет

Из этого положения есть выход

Сейчас новое коневодческое сообщество сильно разобщено. Отдельные коневладельцы и коннозаводчики прежде всего смотрят друг на друга как на конкурентов. Среди профессионалов, работающих в отрасли также обострилось соперничество, что вызвано переходом к рыночным отношением. Каждый предпочитает решать свои проблемы в одиночку, не обращаясь за помощью к коллегам и не рассчитывая на общественный ресурс. И напрасно.  В цивилизованных странах с успешно развивающимся коневодством давно уже переболели этой болезнью и ушли от индивидуализма. Там существует много профессиональных объединений и организаций, созданных по инициативе заинтересованных лиц. Люди объединились для реализации общих целей и задач, которые неизменно существуют в каждом корпоративном социуме. Осознание общих проблем – первый шаг на пути к реальному и конструктивному объединению российских конников. Без популяризации коневодства среди широких слоев населения, дальнейшее расширение  рынка его товаров и услуг очень скоро станет невозможным. И это в свою очередь будет тормозить развитие отрасли, что скажется на благополучии каждого из нас. Поэтому сейчас самое время принимать меры, чтобы этого не произошло.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

5 комментариев к записи “Современное состояние отрасли”

  1. […] сформировать обширный рынок для этого бизнеса. Наша следующая публикация будет посвящена этой теме. И тем, кто заинтересуется […]

  2. Thank you for this article. It was not only entertainment account. Glance complex to far brought agreeable from you! However, how could we keep in touch?

  3. Диана:

    Нужно иметь государственное мышление, чтобы проникнуться сутью этой статьи. А сейчас, те кто имеет деньги предпочитают тупо торговать и не заморочиваться серьезными проблемами. Однако, ского их лафа кончится, и настанет время думающих бизнесменов.

  4. Gonzalo:

    Интересные посты — это ваш стиль безусловно!

  5. Филипп:

    Интересная статья. Хотелось бы еще немного статистики.


Thanx: Teplo-kraft