Кубок Н.Н.Насибова имеет статус приза первой группы и считается одним из самых престижных призов для лошадей 3-х лет и старше. В этом году его выиграл Аркелл, вторым призером стал Прауд Мэйкер, третьим Бернардино Чарм, четвертым Энерджайзер Барс. Их соперниками были Шторм Барс, Темпл Оф Грум, Цицерон, Оскар, Селфи Роуд, Крит и Солдиер. Эту компанию никак не назовешь слабой.
Аркелл неоднократный призер групповых скачек и победитель четырех ограничительных призов. Прауд Мэйкер выиграл в Нальчике призы Элиты и Жокей Клуба, Бернардино Чарм занял в этом году первое место в призе Гранита и был вторым во Вступительном призе. Энерджайзер Барс в этом сезоне 6 раз проскакал на Павловском и Краснодарском ипподромах, и только раз остался за чертой призеров. Он выиграл Вступительный и ограничительный призы.
Шторм Барс достаточно успешно выступает в этом году на классической дистанции. Он стартовал в групповых скачках в сильных компаниях и дважды попадал на призовые места. Темпл Оф Грум в этом году дважды проскакал на Пятигорском ипподроме. Он выиграл Вступительный приз и был вторым в призе Жокей Клуба. Цицерон и Оскар в этом году дважды были на 3-х местах в традиционных призах. Селфи Роуд считался одним из фаворитов Кубка Насибова. В текущем сезоне в Пятигорске он был вторым во Вступительном призе и призе Элиты и выиграл приз Жокей Клуба. Крит, занявший третье место в призе Анилина на ЦМИ был единственным трехлетним участником скачки. Солдиер выиграл в этом году гандикап на ЦМИ.
Однако, хотелось бы видеть в Кубке Н.Н.Насибова еще двух сильнейших жеребцов: прошлогоднего Всероссийского дербиста Биг Брайта и победителя Приза Президента РФ 2019 Центуриона. В этом году оба жеребца имели по два победных старта. Биг Брайт выиграл приз Элиты и гандикап на 1800 м, а Центурион два ограничительных приза на 1800 и 2000 м. С самого начала сезона было понятно, что главная цель владельцев этих лошадей – успешное выступление в Призе Президента РФ. Дату его проведения несколько раз переносили. В связи с этим были трудности с подготовкой лошадей.
В последнее время планировалось, что Приз состоится 5 сентября, и казалось бы, вполне логично встретиться на скаковой дорожке с потенциальными соперниками и помериться силами. Это нормальная скаковая практика во всем мире. Да и в России она существует. У нас еще с советских времен сохранилась традиция проводить скачки для потенциальных участников ОКСа и Большого приза. Вне зависимости от официального названия, в скаковом сообществе их называют «встреча оксисток» и «встреча калининцев». Проходят они обычно за 2 – 3 недели до основного старта. И все тренеры считают это целесообразным.
Однако, ни Биг Брайта, ни Центуриона не записали на полуторамиллионный Кубок Насибова. Их команды предпочли участвовать в ограничительных призах, стоимостью 200 000 рублей. Причем, создалось впечатление, что эти призы были собраны и проведены специально для каждого из этих жеребцов: для Биг Брайта на 2000 м и для Центуриона на 1600 м. Понятно, что соперники там были чисто номинальные, да и набралось их совсем немного. Ведь уже до старта было понятно, кто выиграет. Конечно, желание тренеров поберечь силы фаворитов для Приза Президента РФ, к которому готовятся весь сезон, вполне понятно. И ничего предосудительного в этом нет. Так же, как и в стремлении дать лошади проскакать в легкой для нее скачке с чисто тренировочными целями – «для работы» как говорят на скаковом лексиконе. Тем не менее, эта и подобные ситуации настораживают и дают повод для серьезных размышлений.
С каждым годом статус и престижность традиционных призов падает. Тренеры и владельцы думают только о президентских скачках. Остальные призы не представляют для них особой ценности, и они искренне полагают, что участвовать в них имеет смысл либо для набора рейтинга, либо в тренировочных целях. Такой стереотип мышления вызван крайне неравномерным распределением призовых сумм в течение сезона. Все хотят сразу выиграть несколько миллионов, а призовые суммы в 200, 300 и даже 500 тысяч рублей кажутся им сущими копейками.
При этом полностью отсутствует понимание, что одну миллионную скачку выигрывает одна лошадь, 3-4 призера получают значительно меньшие деньги, а остальные участники остаются ни с чем. Можно иметь класснейшего скакуна, готовить его весь сезон к Призу Президента, но никогда нельзя быть уверенным, что он не захромает, не заболеет и не утратит своей лучшей формы. И тогда весь сезон потерян. В то время как участвуя в традиционных и ограничительных призах в течение всего сезона, можно заработать вполне приличные деньги, не рискуя остаться ни с чем. Почему же никто не хочет понять эту простую истину?
Безусловно, дело не только в деньгах, но и в престиже. Не зря же говорят: «понты дороже денег». Но следует понимать, что пафос президентских скачек основан исключительно на их неоправданно высоком призовом фонде и создан искусственно. Уже давно уровень проведения Приза Президента оставляет желать лучшего и неуклонно снижается с каждым годом. Однако, страсти по нему продолжают кипеть. И пришло время их остудить. Формат розыгрыша президентских скачек давно пора менять. В первые годы после учреждения они дали существенный толчок развитию отечественного чистокровного коннозаводства и скаковой индустрии. А сейчас. наоборот, мешают их развитию. Более того, способствуют стагнации и регрессу этих направлений отрасли.
Российский скаковой сезон превращается в сплошную подготовку к Призу Президента РФ, которую скаковые СМИ позиционируют как «главную скачку страны». На самом деле день президентских скачек мог бы считаться таковым, если бы раз и навсегда занял место в календаре Центрального Московского ипподрома в качестве завершающего дня сезона. А отбор участников в каждый приз осуществлялся бы по результатам выступлений в текущем сезоне. И не в скачках, которые специально организуются под ту или иную лошадь, а в традиционных призах для их пола, возраста и дистанционной специализации, которые ежегодно проводятся в строго определенные сроки. Тогда в заключительные скачки попадали бы реально лучшие лошади, а не прошедшие по рейтингу, методика подсчета которого не рассчитана для отбора на крупные скачки, и совершенно не подходит для этой цели.
Российская система ипподромных испытаний, или если угодно, проведения скачек, нуждается в радикальном усовершенствовании, но это отдельная большая тема, к которой мы вернемся в ближайшее время. А в этой публикации хочется обратить внимание еще на один аспект проблемы организации и проведения «подготовительных» призов к «главной скачке страны». Это их зрелищность.
Видеозапись Кубка Н.Н.Насибова
Если согласиться с позицией организаторов скачек и игры в тотализатор, что все ипподромные события это «продукт», который нужно упаковать и продать, то имеет смысл задаться вопросом, насколько продаваем такой продукт. Как в большой призовой день выглядят скачка с участием 4-5 лошадей, и со 100% фаворитом? И дело даже не в количестве участников, а в подборе состава, и в возникновении такой скачки в календаре нежданно-негаданно. Дуэль равных соперников, которые ни разу не встречались на скаковом кругу, например Центуриона и Биг Брайта смотрелась бы лучше, чем растянувшаяся компания, собранная лишь для того, чтобы скачка состоялась.
Видеозапись Приза в честь Национальной Скаковой Ассоциаци
Сезон этого года критиковать нет смысла. Надо сказать большое спасибо его организаторам, что он вообще состоялся. На ипподромах всего мира скачки проходят с изменениями в календаре, сокращением призового фонда и ограничением доступа зрителей. И Россия в этом плане выглядит достаточно прилично. Во всяком случае, скачки проходят на всех ипподромах. Но на будущее следует учесть, что митинговая система, неравномерное распределение призовых сумм в течение сезона и усиление дисбаланса между отдельными скачками и традиционными призами по престижности и значимости существенно тормозят развитие ипподромной индустрии в России.
Видеозапись Приза в честь Праздника Чистокровного Коннозаводства
И самое страшное, что мало кто это понимает. Тренеров и владельцев крупных хозяйств, к сожалению, вполне устраивает сложившаяся система. Их интересуют только победы в миллионных скачках. Из-за этого даже в крупных традиционных призах порой собираются не самые сильные компании, а главные претенденты на победы в самых дорогих призах готовятся по «индивидуальной» системе и набирают рейтинг в скачках, организованных специально для них. Остается только удивляться, что наши уважаемые и опытные эксперты, оказывающие большое влияние на развитие отечественного скакового дела считают такое положение вещей вполне нормальным. И не осознают необходимости срочно менять ситуацию.