В России владельцы лошадей не рассматривают коневодство как бизнес. Они просто держат лошадей для собственного удовольствия, тратят деньги на их содержание, но не считают эти расходы убытками. Иметь собственных лошадей приятно и престижно. Общение с этими животными дает им хорошую эмоциональную разрядку, подпитывает положительной энергией. Но далеко не каждый может позволить себе столь дорогостоящее хобби. Поэтому коневладельцев в нашей стране пока еще мало.
Если бы на занятии коневодством можно было стабильно зарабатывать, или хотя бы окупать расходы на корма, постой, тренинг и ветеринарное обслуживание, собственные лошади появились бы у многих любителей скачек, которые сейчас довольствуются общением между собой на интересующие их темы.
Но реально ли построить в России бизнес, связанный с коневодством? Тем более, когда в стране экономический кризис, а у нас и в лучшие времена коневодство не приносило большой прибыли. Призовые на ипподромах невысокие, цивилизованная продажа лошадей находится в зачаточном состоянии, да и спрос на них оставляет желать лучшего. Доходы имеют только те, кто занимается посредничеством и перепродажей. Но бизнесом эту деятельность назвать нельзя.
Однако, мы знаем, что почти все крупные западные бизнесмены начинали свое дело именно во времена кризисов. Изменение экономических условий всегда дает преимущество тем, кто только начинает строить свой бизнес. Даже, если начинать приходится с нуля. Возможно ли это в сегодняшней ситуации в России. Всякий ли бизнес имеет смысл начинать в кризис. И стоит ли планировать коммерческую деятельность, связанную с коневодством.
Журнал МиллиардерЪ опубликовал мнения нескольких известных отечественных предпринимателей о том, стоит ли начинать новый бизнес в условиях кризиса, и если стоит, то какой именно. На чем сейчас можно зарабатывать деньги. Вот что они сказали по этому поводу.
1. Вадим Дымов, основатель и владелец компаний «Дымовское колбасное производство», «Суздальская керамика», «Республика» (сеть книжных магазинов) и «Рубеж» (кафе.
«Сейчас можно начинать любой бизнес, основанный на замещении импорта из Европы. Надо просто проанализировать то, что массово покупалось. Для этого можно обратиться к таможенной статистике. Стоит обратить внимание и на продукты питания. Как сделать такой бизнес? Да точно так же: руками и ногами, с холодной головой и горячим сердцем. Кризис толком ничего не изменил, люди – те же, чиновники – те же. Вероятно, покупательская способность изменилась, и то на время. Да и для стартапа это не важно. Нужно заниматься сельским хозяйством. Соя – отличный бизнес. Молоко – тоже хорошо. Что еще? Мелкая машиностроительная логистика или комплектующие для сборки. (Коневодство это отрасль сельского хозяйства. В советские времена все конные заводы занимались еще и производством с/х продукции. Тогда они сдавали все это государству. Ну а сейчас это будет смежный вид деятельности для пополнения бюджета собственника лошадей. /Тройная Корона/.)
В маленьких городах сейчас можно создавать небольшие склады и развивать сервис для среднего и малого бизнеса. У нас эти ниши пустуют. Можно российскую мебель делать. Я вот хочу построить столярную мастерскую. Неожиданно? Ну, а что, приятно ведь сидеть и есть за мебелью, которую сам сделал. А еще можно стать чиновником, получить деньги и срок потом тоже, но это другая история».
2. Олег Тиньков, основатель питерской сети «Техношок» и пельменного бренда «Дарья», в 2003 году создал пивоваренную компанию «Тинькофф», а в 2006 году – банк «Тинькофф. Кредитные системы».
«Ближайшее будущее за медицинскими стартапами, за всем, что связано с медициной: БАДы и лекарства, аптеки, клиники и госпитальный сектор. (То же самое м ожно в полной мере отнести и к ветеринарии./ Тройная Корона/) А если для этого нет соответствующих инвестиций, то можно заняться инфобизнесом в интернете. Здесь целое раздолье.» А для чистокровного коннозаводства и ипподромной индустрии это просто непаханое поле. /Тройная Корона/.
Мы стали жить дольше, тела стали стареть активнее, и за ними нужен уход. В этом смысле Россия отстала от мировых наработок на 15–20 лет, но это дает возможность для copypaste. В идеале было бы неплохо инвестировать в НИОКР и медицинские разработки, но это дорого и долго окупается – у нас так делать не привыкли.
3. Федор Овчинников, основатель сети книжных магазинов «Сила ума» и сети пиццерий «ДоДо Пицца».
«В сложные кризисные времена можно начинать абсолютно любой бизнес, ведь кризис – это только новая система координат, жизнь при этом не останавливается, меняются только правила игры. Здесь важно не «что», а «как». «Мерседесы» будут покупать всегда, независимо от кризиса, нужно только найти конкурентоспособную бизнес-модель, чтобы победить в новых условиях.
При этом у новых игроков однозначно есть шансы, ведь они могут начать с нуля, выстраивая бизнес в новых координатах. После того как я потерпел первую серьезную неудачу в своей «предпринимательской карьере», я начинаю любой бизнес так, как будто на дворе тяжелый кризис.
Я сразу задаю себе вопрос: «Что будет с моим бизнесом, когда все будет плохо, даже если сейчас все очень хорошо?» Мне кажется, теперь в стране прекрасная возможность для старта здорового и сильного бизнеса.» Все это можно смело отнести к бизнесу в коневодстве. Он совершенно новый для современной России. И в изменившихся условиях легче лоббировать новые законы и нормативные акты для его успешного развития. /Тройная Корона/.
4. Давид Якобашвили, совладелец казино «Метелица» на Новом Арбате и автодилера «Тринити-моторс», сооснователь компании «Вимм-Билль-Данн», основатель корпорации «Биоэнергия» (переработка торфа).
«В текущей ситуации стоит сосредоточиться на бизнесе, который сможет приносить удовольствие, умиротворение и успокоение. Я бы посоветовал стартаперам заняться делом, в которое не жалко вложиться, бизнесом, который может доставить позитивные эмоции.
Ведь говорить сейчас о новом бизнесе, который мог бы стать доходным, – сложно: к сожалению, ставка рефинансирования сегодня оставляет желать лучшего. Так что, как нам всем посоветовал министр экономического развития Алексей Улюкаев, – «самое время заняться семьей и духовным развитием». Наверное, очень мало на свете видов бизнеса, которые могли бы приносить столько удовольствия, как бизнес в коневодстве. /Тройная Корона/
5. Сергей Белоусов, сооснователь компании Rolsen и софтверных компаний Parallels и Acronis, а также венчурного фонда Runa Capital.
«Дать конкретный ответ на такой вопрос тяжело, но можно оттолкнуться от простых фактов. Первый – в России сильно подешевела квалифицированная рабочая сила, люди стали лояльнее к своим работодателям, начали работать старательнее. В итоге любой экспортный бизнес получил серьезные конкурентные преимущества. Так что можно посоветовать стартовать с таким бизнесом.
Второй факт – в рецессию большим преимуществом является наличие cash, а его отсутствие – серьезным риском. Тем, кто хорошо следит за своим наличным состоянием, в кризис обычно выпадают возможности недорого покупать другие бизнесы. А для тех, кто не уделяет этому внимания, есть риск быть, наоборот, купленным. Обеими возможностями надо быть готовым воспользоваться.» Во время кризиса можно очень недорого создать ценное племенное ядро будущего конного завода. /Тройная Корона/
6. Александр Кравцов, основатель и владелец компании «Руян».
«Сейчас можно начинать любой бизнес, если есть сильные люди, то они смогут его сделать. Важно сохранять бодрость духа, вкладывать душу в проект. Если не бояться, не зарывать голову в песок, то все обязательно получится. Я всегда считал, что кризисов не существует. Сейчас масса схлопывающихся рынков.
Но я знаю много предприятий, которые перегружены заказами. Например, в России есть единственная фирма, которая шьет рюкзаки, у них масса заказов. Крайне интересные темы – это продукты питания, внутренний туризм. Все рынки интересны, а особенно те, с которых ушли иностранцы. ( После того, как курсы доллара и евро существенно возросли, ввоз в Россию импортного молодняка значительно сократился. (Теперь не все коневладельцы смогут покупать лошадей на зарубежных аукционах. И это хороший шанс для развития рынка лошадей отечественной селекции. /Тройная Корона/).
Но сейчас нужно быть аккуратнее с постоянными расходами. На рынке происходят существенные изменения, возвращается рынок работодателя: раньше работники были привередливыми, людей с высокой квалификацией было мало, а сейчас много свободных специалистов. Сегодня важен здоровый цинизм в управлении: не иметь ненужных расходов, не платить высоких зарплат, дорогой аренды и не инвестировать в то, во что вы стали бы инвестировать раньше.»
По материалам публикации журнала МиллиардерЪ
Появилась статья-анализ http://www.championat.com/bets/article-237417-analiz-rynka-stavok-na-skachki.html , автор, конечно далекий от ипподромных дел писатель, но методика и содержание таблиц полезны для ознакомления и анализа. Стоит такие данные собрать в разрезе Российских ипподромов отдельно. Что получится ?
Безусловно, такие данные стоит собрать. Но дадут ли их работники производственных отделов ипподромов. Ведь доходы от тотализатора это их коммерческая тайна. Количество билетов и выдачи есть в программках. А вот отчисления, это уже большой секрет. Но статья интересна еще и тем, что правильно ставит проблему развития рынка ставок на скачки. Только не дает ответа на вопрос, как конкретно его надо развивать. Мы решили опубликовать комментарии на эту статью в специальной публикации: Тотализатор и букмекерство на российском рынке. Читайте ее на нашем сайте.