Кто реально способен управлять чистокровным коннозаводством и ипподромной индустрией в России.
В советские годы коневодством в стране руководило Главное Управление Коневодства и Коннозаводства МСХ СССР. Научным обеспечением отрасли занимался ВНИИ коневодства. Каждое направление вела группа специалистов, имеющих профильное образование и опыт практической работы. И в коневодстве был порядок. После перестройки оно оказалось без руля. Главка в МСХ не стало. Да если бы он и продолжал существовать, то осуществлять руководство прежними методами было бы проблематично. Государственные конные заводы находились в подчинении Министерства сельского хозяйства, поэтому обязаны были неукоснительно выполнять все распоряжения Главного Управления Коневодства и Коннозаводства. В настоящее время все скаковые лошади находятся в частных руках. А каждый российский коневладелец рассуждает так — моя лошадь, что хочу, то и делаю с ней. В зарубежных странах чистокровное коннозаводство и скаковая индустрия находится в ведении жокей клубов. Их внутренняя организация и внешнее руководство в отдельных странах имеют существенные различия. Однако, деятельность любого жокей клуба направлена на поддержание порядка и централизованного руководства разведением и испытаниями скаковых лошадей.
В России до сих пор не удалось создать жокей клуб, способный выполнять эту функцию. Формально полномочия Жокей Клуба России МСХ РФ передало ОАО «Российские ипподромы». Но эта структура пока не использует свои полномочия в полной мере, поскольку в ее составе нет квалифицированных специалистов, способных видеть отрасль в целом и понимать, какие конкретные шаги необходимо предпринять для ее успешного развития. Рысистое направление находится под патронажем Ассоциации рысистого коннозаводства «Содружество», скаковое сообщество подобной организации не имеет. О причинах такого положения дел мы уже писали ранее. Пришло время снова вернуться к этой теме, и подробно рассмотреть вопрос о том, кому же можно доверить руководство российским чистокровным коннозаводством.
Деятельность любой организации всегда преследует определенные цели. И ее руководители ставят перед собой задачи, способствующие достижению этих целей. Логика управления любой отраслью состоит в том, чтобы наилучшим образом обслуживать интересы производителей основной продукции. Выпуск любых товаров, оказание любых услуг имеют смысл только тогда, когда на них есть спрос. Тогда, продавая их, можно извлекать прибыль, которая и составляет основу функционирования отрасли. За счет этой прибыли она и развивается. То есть расширяет рынок, продвигает на него свою продукцию, занимается подготовкой кадров, совершенствует средства производства. Все это составляет единую систему. И грамотно руководить отраслью могут только те, кто понимает суть этой системы и заинтересованы в ее успешной работе и постоянном прогрессировании. Казалось бы, это производители продукции отрасли.
Однако, это не совсем так. Производством продукции в отрасли занимаются отдельные предприятия. Во главе каждого из них стоит собственник и управляющий. И естественно, прежде всего, они заинтересованы в получении возможно большей прибыли от своего предприятия. И в наиболее короткие сроки. То есть, сосредоточены на тактических задачах собственного бизнеса. А все остальные производители аналогичной продукции для них конкуренты. И понимание того, что у всех производителей в одной отрасли существуют и общие интересы, у многих бизнесменов полностью отсутствует. В России эта беда особенно ярко выражена, потому что опыт не социалистического ведения хозяйства в стране очень мал. Да и менталитет основной массы населения тяготеет к индивидуализму.
И если булочную или парикмахерскую можно держать, не особенно задумываясь о целях и задачах хлебопекарной промышленности или индустрии красоты, то в чистокровном коннозаводстве жить исключительно интересами собственного конного завода нельзя. Он заведомо будет убыточен. Дело в том, что чистокровных лошадей разводят для скачек. А проведение скачек, это уже совсем другая отрасль. Ее называют ипподромная (или скаковая индустрия). Она связана с чистокровным коннозаводством, зависит от него, но обратная зависимость значительно сильнее. Если не будет ипподромов и скачек, не будет и спроса на скаковых лошадей. И их разведение станет уделом энтузиастов-любителей, имеющих достаточно средств, чтобы тратить их на покупку и содержание лошадей, не рассчитывая на получение от этого прибыли.
Собственно, сейчас чистокровное коннозаводство в России и держится на таких энтузиастах. Отечественные коннозаводчики имеют определенную финансовую отдачу от своих лошадей. Но не рассматривают конный завод как предприятие, созданное для извлечения прибыли. Большинство из них держат лошадей просто потому, что любят этих животных. Некоторые преследуют побочные экономические цели или социальные устремления, а кто-то удовлетворяет таким образом собственное тщеславие. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что ипподромная индустрия в России находится в зачаточном состоянии, а ее развитие идет крайне медленно. Поэтому, особой прибыли от коннозаводства ждать не приходится. И если бы не находились в стране люди, способные и желающие тратить деньги на лошадей, то отечественные любители скачек смотрели бы их только по интернету.
Но с другой стороны, не рассчитывая на прибыль от коневодства, коннозаводчики и не особенно стремятся развивать скаковую индустрию в России. Вот такой парадокс. Каждый из них живет только интересами своего собственного завода, а об интересах отрасли в целом заботиться никто не хочет. Поэтому, отечественные коневладельцы никогда не смогут создать полноценную организацию, способную взять на себя функции российского жокей-клуба. И главной ошибкой тех, кто пытался организовать управление отечественным коневодством, было то, что они рассматривали коневладельцев в качестве силы, способной взять на себя власть в отрасли. На самом деле, прежде чем приступать к созданию очередного жокей-клуба в нашей стране, необходимо понять, что российские коневладельцы не готовы управлять ипподромной индустрией в стране, и рассчитывать на них в этом плане не следует.
Каков же выход из создавшейся ситуации? Кто же сможет реально управлять чистокровным коннозаводством и ипподромной индустрией в России. По каким критериям можно отбирать людей для руководства отраслью. Совершенно очевидно, что это должны быть люди, имеющие профильное образование, хорошо знающие как теорию и практику чистокровного коннозаводства, так и основные принципы организации и проведения скачек, понимать взаимосвязь и зависимость призового коневодства и ипподромной индустрии. При этом, люди должны любить лошадей и скачки, считать это делом своей жизни. Но главное: их личные интересы должны полностью совпадать с интересами отрасли в целом.
Остается определить, в чем же состоят интересы отрасли, и чем они отличаются от интересов отдельных коннозаводчиков. Начнем с последнего. Каждый коневладелец хочет, чтобы его лошади побеждали в скачках, чтобы призовые были выше, а содержание лошадей на ипподроме стоило дешевле. При этом, предъявляет высокие требования к комфортабельности конюшен, состоянию скакового круга и территории ипподрома. Желания совершенно естественные и вполне обоснованные. И руководство ипподромов обязано все это обеспечить. Однако, оно этого не делает, ссылаясь на отсутствие средств. Вполне вероятно, что так оно и есть. Во всяком случае отчасти. Но коневладельцы не склонны глубоко вникать в эту проблему. А дирекция ипподрома не заинтересована отчитываться перед ними в своей финансовой деятельности. Это приводит к постоянным конфликтам между коневладельцами и работниками ипподрома. Такое противоречие и тормозит развитие скаковой индустрии. И необходима третья сторона, объективная, независимая и нейтральная, способная примирить две противоборствующие. Как же это сделать?
Главной статьей дохода ипподрома должен быть тотализатор. В противном случае, руководство ипподромов будет стремиться
переложить свои финансовые проблемы на плечи коневладельцев и использовать другие возможности извлечения прибыли. А это гораздо легче, чем развивать тотализатор, содержать дорожку, территорию и конюшни в порядке и привлекать публику на ипподром. И постепенно приоритеты у руководства ипподрома меняются. Поэтому, необходимо направить совместную деятельность коневладельцев и руководства ипподромов в нужное русло. То есть сосредоточить все силы на развитии тотализатора. Кто же сможет это сделать? Совершенно очевидно, что лучше всего справятся с этой задачей те, кто заинтересован в том, чтобы в России проходили полноценные, зрелищные скачки. Чтобы играть на ипподроме было интересно, чтобы сезоны продолжались дольше, и чтобы каждый скаковой день был достаточно насыщенным. Такие люди есть и среди любителей скачек, и среди профессионалов конников: тренеров, жокеев, специалистов.
Но создание и деятельность любой организации требует финансовой поддержки. А наиболее обеспеченная группа конников, это коневладельцы. Найдутся ли среди них те, кто поймет, что сами не смогут управлять отраслью, и захотят поддержать людей, способных взять на себя власть в чистокровном коннозаводстве и скаковой индустрии России. Если нет, то придется искать другие источники финансирования, например, создать фонд развития чистокровного коннозаводства. Это будет даже более правильным решением, поскольку даст организации больше независимости и свободы действий.