Неудачный опыт создания Жокей Клубов в России СССР

Vita Kozlova

Генеральный директор Национального Коневодческого Союза России Вита Святославовна Козлова

 Несмотря на помпезное начало своей деятельности и бесславный ее конец, нельзя не отметить, что НКС многое делал правильно, и работа организации велась в нужном направлении. Но при его создании был допущен ряд принципиальных ошибок, который не позволил Союзу стать головной организацией, координирующей работу отрасли. Анализ этих ошибок позволит избежать подобных просчетов при создании новых организаций. Международная практика общественных движений и объединений показывает, что все мощные, долго существующие и успешно работающие организации начинались с создания небольшой инициативной группы. Она объединяла истинных единомышленников, которые сосредотачивались на решении реальных насущных проблем. Они не строили глобальных и заведомо неосуществимых планов на ближайшее будущее, не пытались заниматься законотворчеством, не писали программ развития своей деятельности на 10-15 лет вперед. Именно так образовался Английский Жокей клуб. Поэтому истории его создания и уделено достаточно много внимания в данной статье.

Председатель Совета Директоров НКС Д.Зеленин

Председатель Совета Директоров НКС Дмитрий Зеленин и Вита Козлова

Пребывание в статусе неформальной инициативной группы позволяет людям найти общий язык и стать командой единомышленников, а не группой людей, в которой каждый думает  исключительно о своих интересах и преследует собственные цели, часто кардинально отличающиеся от декларируемых.  Однако, эта закономерность обычно не учитывается при создании общественных организаций. Очень многие искренне полагают, что начинать нужно с создания юридического лица, аренды помещения, написания устава,  выборов  руководства и прочих формальностей. Людям кажется, что главное, это легитимные полномочия. Ради них многие и пытаются создавать разные общественные организации. В итоге, в правлении оказываются люди, которых в первую очередь интересует власть. Она дает возможность распоряжаться финансами, поэтому очень скоро начинается борьба, которая не может закончиться ничем кроме обострения противоречий и раскола в руководстве. После этого организация, как правило, приходит в упадок и перестает существовать. Именно это и произошло с Национальным Коневодческим союзом.

В совет директоров вошли в основном коневладельцы. До настоящего времени

Президент Национального скакового общества Жокей Клуб

Президент Национального скакового общества Жокей Клуб Сергей Эфрос

крупные владельцы лошадей чистокровной верховой породы психологически не готовы к объединению. Они видят друг в друге конкурентов и предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Эти люди не обладают профессиональными знаниями по разведению и ипподромным испытаниям скаковых лошадей, необходимыми для надлежащего руководства организацией, управляющей коневодством страны. Председателем совета директоров был избран Дмитрий Вадимович Зеленин. В то время он был Губернатором Тверской области. Однако, все прекрасно понимали, что  реально работать на этом посту Зеленин не сможет в силу своей занятости. К тому же он был далек от коневодства. Это была чисто номинальная фигура, дань очень распространенной в России моде выбирать на главные руководящие посты «статусных людей».

На самом деле, такой выбор всегда бывает ошибочным. Люди, занимающие высокие государственные посты слишком загружены своей основной работой, чтобы серьезно и продуктивно заниматься еще каким-либо видом деятельности. Их влияние и вес в обществе тоже не приносит никакой реальной пользы организации, которую он формально возглавляет. Дело в том, что почти все спортивные федерации, различные фонды и другие общественные объединения возглавляют такие же «статусные люди». И ни для кого не секрет, что на самом деле их избирают в надежде на политическую и финансовую поддержку. Непродуманный состав совета директоров НКС был еще одной ошибкой его организаторов и главной причиной того, что Совет быстро прекратил свою деятельность.

Скачка на ЦМИ

Такими были скачки на ЦМИ в эпоху НКС: большие поля, острая конкуренция

Были и другие, более мелкие тактические ошибки в работе Национального Коневодческого союза. Например то, что его создали без предварительного широкого обсуждения в кругах профессиональных конников.  Все было сделано ограниченным кругом лиц, поэтому многие считали НКС самопровозглашенным и не испытывали к нему доверия.  Лишь с большим опозданием эта организация стала более открытой для прямого диалога с профессиональными специалистами. Однако, спасти НКС было уже невозможно.  При Национальном Коневодческом Союзе существовал и Жокей Клуб, но деятельность его была практически неотделима от работы головной организации. Поэтому, нет смысла анализировать ее отдельно. Надо сказать, что это был не первый Жокей Клуб, формально существовавший в России.

публика ВИП на Московском ипподроме

Вот такая публика ходила на Центральный Московский ипподром во времена НКС. Слева направво: Анастасия Макеева,Анастасия Стоцкая, Вита Козлова, Дима Билан, Эвелина Бледанс, Сати Казанова

В советские годы все конные заводы и ипподромы были государственными. Чистокровное коннозаводство тогда представляло единую систему с централизованным руководством, которое осуществляло Министерство сельского хозяйства СССР. Племенной учет вел ВНИИ коневодства. Существовал совет по чистокровной верховой породе. В него входили профессиональные специалисты, работающие именно с ней. Примерно такая же система управления коневодством была и в странах социалистического содружества. Но после его распада, в Чехии, Словакии, Польше и Венгрии были созданы Жокей Клубы, и развитие коневодства пошло по западному образцу.

Валерий васильевич

Директор ВНИИ коневодства, академик Валерий Васильевич Калашников

 В 1990 году первый Жокей Клуб был создан и в нашей стране. На совещании в Москве было принято решение о создании общесоюзной структуры, на основе добровольного объединения коневодческих предприятий и других организаций, ипподромов, научно-исследовательских учреждений, а также частных лиц, имеющих чистокровных лошадей, при этом сохраняющих юридическую и хозяйственную самостоятельность. И позже, на учредительном собрании, была создана негосударственная общесоюзная общественная организация «Ассоциация по совершенствованию и разведению лошадей чистокровной верховой породы — Жокей Клуб СССР».

Он являлся юридическим лицом, имел свою печать и штамп и действовал на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Считалось, что основной задачей Жокей Клуба была организация скачек в соответствии с международными правилами и руководство племенной работы с чистокровной верховой породой. Жокей Клуб СССР имел устав и учредительный договор, получивший одобрение Министерства сельского хозяйства СССР с одновременной передачей функций и полномочий, ранее находящихся в ведении государства. Сейчас сложно дать объективную оценку работе первого Жокей Клуба страны. Тогда было трудное время для коневодства. Конные заводы разорялись и приходили в полный упадок,  уровень скачек значительно снизился, а на Центральном Московском ипподроме их вообще перестали проводить. Деятельность Жокей Клуба никто не ощущал. Могла ли эта организация как-то улучшить положение? Стоило ли в столь непростой период брать на себя функцию, которую много лет успешно выполняло государство? По учредительному договору и уставу члены Жокей Клуба должны были регулярно проводить общие собрания, избирать правление и его президиум, а также генеральную дирекцию, утверждать специальные фонды, размеры членских взносов и  уставного фонда. Проводились ли эти собрания, никто не помнит. Во всяком случае, насущные проблемы, столь остро стоявшие тогда перед  чистокровным коннозаводством, на них никто не обсуждал.

 Жокей клуб работал формально. Для проявления общественной инициативы организация была абсолютно закрыта.

Президент Жокей Клуба СССР

Руководитель Жокей Клуба СССР Казбек Максимович Дзалаев

Дирекция не ориентировалась на конкретную ситуацию в коневодстве, а занималась тем, чем ей удобно и приятно было заниматься. Представляла Россию на международных конференциях в Париже и пыталась добиться передачи Жокей Клубу функции племенного учета, сталкиваясь с естественным противодействием со стороны руководства ВНИИ коневодства. Также при Жокей Клубе предполагалось создать информационный центр и предоставлять членам клуба услуги по реализации или приобретению лошадей в стране и за рубежом. Но эти планы так и не были реализованы. После распада СССР организацию переименовали в Жокей Клуб СНГ. Но в 1993 году в Минсельхозе РФ было принято решение о создании Жокей Клуба России.

Это автоматически упразднило Жокей Клуб СНГ. Естественно, в новой организации было новое руководство. Теперь в Париж ездили другие люди. Однако, ситуация в коневодстве не изменилась. Потому что не изменился стиль руководства отраслью. Жокей Клуб России  точно так же сконцентрировал свою деятельность на функциях, которые прописаны в Международном Соглашении: представительство в зарубежном сообществе, контроль за происхождением лошадей и племенной учет (эту работу полностью вел ВНИИК) и выдача лицензий. Привести российские правила ипподромных испытаний в соответствие с международными было тогда не реально. Поэтому ЖК России и не пытался это сделать. Но главный недостаток его работы был точно такой же, как и у его предшественника. Жокей Клуб не считал нужным строить свою работу, отталкиваясь от конкретных проблем, стоящих тогда перед коневодством. Они даже не выявлялись, потому что прямые диалоги со специалистами, работающими в отрасли, предусмотрены не были и никогда не проводились. А любая инициатива, исходящая от них, мягко говоря, не приветствовалась.

Руководитель Жокей Клуба России

Руководитель Жокей Клуба России Борис Дмитриевич Антонцев

 Жокей Клуб России никто официально не упразднял. Просто его деятельность постепенно сошла на нет. Когда и как это случилось, никто даже не заметил. Работу по племенному учету вел ВНИИК, но организации, осуществляющей централизованное руководство  разведением и испытаниями лошадей чистокровной верховой породы, не было вплоть до образования Национального Коневодческого Союза. Его руководству не пришлось бороться за власть в чистокровном коннозаводстве.  Она попросту не существовала. Таким образом, нельзя не признать, что все попытки организовать управление чистокровным коннозаводством в постсоветский период потерпели неудачу. И на это есть ряд объективных причин. В советские годы была выстроена система управления коневодством, которая соответствовала экономическим условиям того времени и полностью себя оправдывала. С появлением частных ферм, конных заводов и ипподромов ее нужно было просто несколько модифицировать. Но она была полностью разрушена. И вовсе не по причине своей непригодности, а в результате нескольких  реорганизаций в Министерстве   сельского хозяйства.

Многие полагали, что в условиях частной собственности отечественное чистокровное коннозаводство должно иметь западную модель управления. Поэтому, вновь создаваемые Жокей Клубы брали ее за основу и пытались работать по ней в нашей стране. Однако, они не учитывали того, что западное чистокровное коннозаводство с самого начала развивалось в условиях частной собственности, в то время как отечественное за многие годы было адаптировано к социалистической экономике. Поэтому оно имело централизованное руководство и функционировало, как единая отлаженная система. В этом было его главное преимущество, которое отмечали многие западные специалисты. В настоящий момент отрасль лишена единого сильного и грамотного  руководства. Поэтому система распалась. Вот в чем первопричина кризисного состояния отрасли. Чистокровное коннозаводство и скаковая индустрия могут развиваться только как единая система. А у нас пока все коневладельцы и коннозаводчики стремятся к самостоятельности и независимости, так же, как и ипподромы, не входящие в состав ОАО «Российские Иппрдромы».

Николай Васильевич Исаков

Генеральный Директор ОАО «Российские Ипподромы» Николай Васильевич Исаков

Отсюда все остальные беды. Грамотных специалистов можно пересчитать по пальцам, постепенно сокращается число коневладельцев, а вместе с ними и количество лошадей. Скачек становится меньше, поля, как правило, небольшие, зрелищность падает, и это естественно сказывается на посещаемости ипподромов и на популярности скачек среди широких масс. А интерес и поддержка широких слоев населения – основное и главное условие прогрессивного развития отрасли. Это всегда обеспечивает внимание и поддержку со стороны государства, инвестиционную привлекательность, хорошие объемы спонсорских ассигнований и конечно же высокий спрос на лошадей и услуги ипподромов.  Цивилизованного рынка скаковых лошадей в России тоже нет. Каждый коннозаводчик пытается продавать свой товар самостоятельно, как сможет.  Объединиться и коллективно выстроить устойчивую систему продаж они пока не готовы. Это основные проблемы отечественного чистокровного коннозаводства на данный момент. И если мы не хотим окончательно потерять его, их нужно безотлагательно решать. Тем более, что они вполне разрешимы. Весь вопрос в том, кто этим будет заниматься.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Thanx: Teplo-kraft