Рынок лошадей чистокровной верховой породы имеет 3 основных сегмента: племенные лошади, лошади для скачек и лошади, закончившие или заканчивающие скаковую карьеру.
Рассмотрим каждый сегмент более подробно:
Сегмент 1 — Племенные лошади
Разведение лошадей чистокровной верховой породы базируется на строжайшем отборе по комплексу признаков. Естественно, для жеребцов он более жесткий, чем для кобыл. Если племенной маткой может стать лошадь, не выигравшая ни одной скачки или даже вообще не скакавшая, то жеребец, чтобы стать производителем, должен выиграть, хотя бы один крупный приз. Как правило, в завод стремятся ставить неоднократных победителей призов 1-й группы. Но даже выдающаяся скаковая карьера не гарантирует ценные племенные качества. Довольно часто прекрасно скакавшие лошади не имели успеха в заводе. Поэтому, на рынке племенных лошадей особенно ценятся те, которые уже дали хорошее потомство.
Происхождение лошади, покупаемой для племенного использования, может значительно влиять на ее цену. Например, если боковые родственники животного хорошо проявили себя в скачках или дали хорошее потомство, цена его будет значительно выше, даже если у него нет особых достижений в ипподромной карьере. Принадлежность к перспективной линии или ценному маточному семейству тоже повышает конкурентоспособность лошади в данном сегменте рынка.
Племенных лошадей покупают коннозаводчики. Крупные конные заводы имеет довольно ограниченный круг людей. Но он стабилен, поскольку разведением скаковых лошадей люди обычно долгие годы, а чаще всю свою жизнь. Все они следят за развитием рынка племенных лошадей, заранее планируют свои покупки, поскольку племенной состав конного завода необходимо постоянно обновлять, чтобы избежать сужения его генофонда. Поэтому, многие коннозаводчики выступают на этом сегменте рынка и как продавцы, и как покупатели. Наряду с крупными коннозаводчиками существует много мелких. Решив заняться разведением скаковых лошадей, человек обычно начинает с покупки одной или нескольких кобыл, чтобы решить, будет ли он серьезно заниматься коннозаводством. Этот контингент более текучий. Кто-то приходит в коннозаводство и остается в нем недолго, кто-то оставляет это занятие, но на их место приходят новые люди, желающие попытаться получать, выращивать и продавать скаковых лошадей. Поэтому, в странах, где популярны скачки, спрос на племенных лошадей всегда стабилен.
Возрастной диапазон лошадей, выставляемых на продажу в качестве племенных, широк. Это могут быть молодые лошади, только что закончившие скаковую карьеру. А могут быть лошади, уже проверенные по потомству. Кобылы могут продаваться жеребыми или с подсосными жеребятами. Высококлассные жеребцы, стабильно дающие хорошее потомство, практически не продаются. Их синдикатируют, дают в аренду, принимают к ним на случку кобыл других владельцев, но не продают, потому что они приносят постоянный доход.
Сегмент 2 – Лошади для скачек
Основное назначение лошадей чистокровной верховой породы — участие в скачках. Для этого их и разводят. Но иметь собственный конный завод может позволить себе далеко не каждый. Поэтому большинство людей, желающих иметь скаковую лошадь, которая будет участвовать в призах на ипподроме, покупают лошадей, у коннозаводчиков . Они выставляют свою продукцию на аукционы, но и прямые продажи практикуются часто. Этот сегмент рынка самый обширный. Лошади для скачек продаются в возрасте от полутора до 4-5 лет. Старше этого возраста лошадей для скачек покупают намного реже и в основном не столько для скачек, сколько с перспективой на дальнейшее племенное использование.
На аукционах лошадей продают по возрастным категориям: отъем, годовики, полуторники и молодняк в тренинге. Это лошади, уже достигшие двух лет. Каждый человек, желающий иметь скаковую лошадь, хочет, чтобы она имела успех на ипподроме. И каждый надеется угадать в жеребенке будущего крэка. Покупая лошадь в возрасте до полутора лет, человек покупает и свою мечту. Мечту об ее крупных победах, славе и высоких призовых суммах. Чем младше лошадь, тем сложнее определить, на что она будет способна через несколько лет. Ориентироваться можно только на ее происхождение и экстерьер. Этим и определяется цена. Но известно много случаев, когда полуторники, купленные за несколько миллионов долларов, не оправдывали возложенных на них надежд, и наоборот, весьма недорогие лошади становились победителями классических призов.
Поэтому, любой жеребенок чистокровной верховой породы это своеобразный лотерейный билет. И чем он младше, тем интереснее его выбирать. Отъемыши стоят дешевле, чем годовички и полуторники. Но их нужно дольше выращивать и готовить к скачкам. Для этого нужны условия и соответствующий персонал. А это немалые финансовые вложения. Поэтому, более прагматичные покупатели предпочитают приобретать молодняк в тренинге. Эти лошади уже не только приучены к седлу и уздечке, но и умеют двигаться резвым галопом. На аукционах они предварительно демонстрируются на этом аллюре. Коннозаводчики тоже присутствуют на рынке молодняка в качестве покупателей. Многие из них имеют скаковые отделения и предпочитают сами испытывать лошадей, которых затем поставят в свой завод.
Конечно, победа лошади приносит больше морального удовлетворения, когда ты сам вырастил и подготовил ее. Еще престижнее, когда ты являешься ее «автором и создателем». То есть, когда она родилась в твоем конном заводе. Но такого успеха можно ждать долгие года. А многие люди хотят быстрого и гарантированного результата. Они покупают лошадей, которые уже выступали в скачках. Естественно, чем выше ее достижения на ипподроме, тем дороже она будет стоить. Президент Чечни Рамзан Кадыров может позволить себе приобретение лошадей, побеждавших в скачках первой группы. Для него важно быть владельцем классного скакуна и выставлять его на самые престижные и дорогие призы. И довольно много обеспеченных людей поступают таким же образом. Но истинные любители лошадей и скачек называют такой подход «соревнованием кошельков». И они не далеки от истины.
Сегмент 3 – лошади, закончившие скаковую карьеру
Лошади чистокровной верховой породы заканчивают свою скаковую карьеру в 7-9-летнем возрасте, а многие и гораздо раньше. Практически, это еще совсем молодые лошади, у которых впереди долгая жизнь. Но люди, которые занимаются тренингом и испытаниями скаковых лошадей выставляют их на продажу. Это третий сегмент рынка скаковых лошадей. Он самый проблемный, поскольку использование отскакавших чистокровных лошадей не везде отработано. В Англии и других европейских странах они участвуют в барьерных скачках и стипльчезах. Это и обеспечивает спрос на этом сегменте рынка. В России практика регулярного проведения этого вида состязаний отсутствует. Поэтому и спрос на отскакавших лошадей самый низкий из всех трех сегментов. Большинство кобыл после скачек продаются для племенного использования. Жеребцов для разведения требуется гораздо меньше и не каждый удовлетворяет требованиям для племенного жеребца.
Поэтому, много прекрасных молодых и здоровых лошадей с трудом находят покупателей. На российском рынке самый массовый покупатель отскакавших лошадей, это представители Казахстана. Там популярны скачки на длинные дистанции – байга. В них участвуют возрастные лошади. Среди спортсменов и любителей верховой езды есть много потенциальных покупателей чистокровных лошадей, прошедших ипподромные испытания. Но там они встречаются с конкурентами других пород, якобы выведенных специально для конного спорта. На самом деле лошади чистокровной верховой породы во всех отношениях являются самыми лучшими. А другие «спортивные породы» просто умело раскручены прыткими западными менеджерами.
Отсутствие должного спроса на отскакавших лошадей в России объясняется тем, что они не находят сферы массового
использования. Для этого не созданы соответствующие условия, хотя сделать это достаточно легко. Просто до сих пор никто не видит и не осознает это как проблему. А она сильно тормозит развитие чистокровного коннозаводства в нашей стране. Как можно создать высокий спрос на третьем сегменте рынка скаковых лошадей. Очень просто. Проводить барьерные скачки и стипльчезы, развивать любительское движение (во всем мире проводятся скачки для жокеев-любителей), пропагандировать чистокровную верховую породу в спорте. Создавать специальные спортивные клубы, занимающиеся подготовкой откакакавших лошадей к выступлениям по спортивным дисциплинам и демонстрировать их преимущество перед другими породами.
Остается извечный российский вопрос, а кто всем этим будет заниматься. И кто за все это будет платить. Ответ один – все, кто заинтересован в развитии рынка чистокровных лошадей в России. То есть коннозаводчики. На данный момент в России их не так уж мало, но к сожалению, они разобщены и видят друг в друге не коллег и единомышленников, а конкурентов. По идее, государство должно проявить инициативу и принять соответствующие меры для полноценного развития всех сегментов рынка скаковых лошадей. Ведь в свете Указа Президента РФ № 1058 от 08.08.2011 года, оно заинтересовано в развитии отечественного чистокровного коннозаводства.
Очень актуальный материал. Постоянно думаю о развитии рынка в коневодстве и прихожу к тем же выводам, что и Вы.