Летом прошлого года администрация АО «Росипподромы» объявила, что Центральный московский ипподром закрывается на реконструкцию, которая продлится 3 года. И все лошади, находящиеся на ипподроме, должны быть с него увезены. Большинство скаковых отделений приезжают в Москву только на сезон, поэтому осенью они без возражений разъехались по своим конным заводам. Но для владельцев рысистых лошадей грядущая реконструкция стала трагедией. Они постоянно находятся на ипподроме и выступают круглый год. Их владельцы и большинство тренперсонала коренные москвичи, и надолго покинуть постоянное место жительства для них просто не реально.
А главное, что сама концепция реконструкции и предполагаемый проект вызывал обоснованную тревогу. В последние годы отечественное коннозаводство уже лишилось целого ряда ипподромов и конных заводов. Дамоклов меч под названием «застройка» нависал над разными ипподромами. Некоторые удалось спасти, а некоторые бесследно исчезли. И любой здравомыслящий конник понимает, что потеря главного ипподрома страны означает потерю всей отрасли. Несмотря на то, что инициаторы реконструкции официально заявляют, что никакой жилой застройки не планируется, конная общественность не доверяет им. Сам подход к осуществлению реконструкции вызывает недоумение и протест. Поэтому, началась активная борьба за спасение Центрального Московского ипподрома. Чем глубже ее участники разбираются в ситуации, тем больше осознают масштаб надвигающейся угрозы и делают все возможное для ее предотвращения.
Чтобы донести суть происходящего до гражданского сообщества, 28 марта в Доме журналистов прошла пресс-конференция, посвященная проблемам, связанным с объявленной реконструкцией Центрального Московского ипподрома. На нее были приглашены представители центральных и городских СМИ. Перед ними выступили специалисты конной отрасли, коневладельцы, наездник, Депутат Московской городской думы, строитель, архитектор, юрист и представители общественности. Все они старались объяснить журналистам, почему реконструкция ЦМИ в том виде, как она задумана ее инициаторами, совершенно недопустима. Каждый выступающий говорил о каком-то одном аспекте сложнейшей проблемы. Постепенно они сложились в общую картину событий, происходящих на ЦМИ и той опасности, которую они несут отечественному призовому коннозаводству.
Директор 1-го Московского конного завода Ю.Б.Прохоров говорил о том, каким сокрушительным ударом станет закрытие Центрального московского ипподрома для орловской рысистой породы. Уровень селекционной работы неизбежно снизится, т.к. ЦМИ всегда служил основным полигоном для испытаний орловских рысаков. А главное, упадет спрос на этих лошадей, т.к. покупают их в основном москвичи, ориентированные на выступления в столице. Держать своих питомцев на региональных ипподромах им не выгодно, не удобно и не интересно. В результате неизбежно сократится общее поголовье породы, с таким трудом восстановленное в последние годы.
Мастер-наездник международного класса М.В.Козлов, выступавший на многих зарубежных ипподромах, рассказал журналистам о недостатках концепции реконструкции. Он заявил, что по мнению наездников ЦМИ, она не выдерживает никакой критики и озвучил их совместное обращение к Президенту РФ, с просьбой остановить реконструкцию и пересмотреть проект. Предполагаемую парковку для автомобилей внутри бегового круга, подземные туннели по которым лошади должны будут выезжать на призовую дорожку, строительство конноспортивного манежа, из-за которого уменьшится количество денников для рысистых лошадей и сокращение скаковой и беговой дорожек, ради строительства сервисной, он назвал простым русским словом – идиотизм. А архитектора – автора концепции, вредителем, потому что все эти новшества значительно осложнят проведение бегов на ЦМИ и сделают их небезопасными.
Заслуженный строитель г.Москвы, коневладелец, коннозаводчик, наездник 1-й категории Г.В.Макаревич полностью поддержал все критические замечания и назвал концепцию ущербной и не профессиональной. Он акцентировал внимание присутствующих на том, что при большом количестве запроектированных новшеств, которые абсолютно не нужны, а некоторые даже вредны для работы ипподрома, главные недостатки круга, например старты скачек с поворота, как были, так и останутся. Говорил Макаревич и о недопустимости строительства элитного КСК и конкурных полей с трибунами в центре бегового круга, т.к. это неизбежно приведет к перепрофилированию главного ипподрома страны и превратит его в один из множества конноспортивных комплексов, расположенных в черте города и ближнем подмосковье. А уникальный столичный ипподром с почти 200-летней историей лишится своей основной функции – испытания племенных лошадей рысистых и верховых пород.
Наряду с большим количеством «ляпов» в проекте, Макаревич отметил неясность цели затеваемой реконструкции, неоправданно завышенный бюджет – 19 миллиардов. Тратить такую сумму на реконструкцию, по мнению выступающего не только не целесообразно, но и аморально в условиях проведения СВО.
Архитектор М.Д. Великанова в своем выступлении опиралась на наглядный материал. Она показала на большом экране, каким был ипподром раньше, как выглядит он сейчас, и что с ним собираются сделать в будущем. После чего высказала однозначное мнение, что проект должен быть остановлен и полностью пересмотрен, большинство капитальных кирпичных конюшен отремонтировано и сохранено, как сохранена и сама планировка ипподрома. Также она отметила, что нельзя допустить слепого копирования зарубежных ипподромов. ЦМИ был первым беговым ипподромом в Европе, и является уникальным, как уникальна и сама Россия.
Президент Межрегиональной общественной организации «Федерация рысистого коневодства», коневладелец и коннозаводчик Ирина Мишина является одним из самых активных борцов за спасение Московского ипподрома. Она подробно рассказала о шагах, предпринимаемых конным сообществом для остановки разрушительной для всей отрасли реконструкции, прекращения вывода лошадей с ЦМИ, результатах обращений в различные организации и выявленных фактах нарушений законодательства со стороны инициаторов реконструкции. Далеко не все, например. знают, что объекты культурного наследия и прилежащие к ним охранные зоны не подлежат реконструкции. На них возможны только ремонтно-реставрационные работы с целью сохранения их первоначального облика.
И именно этот термин и фигурирует в первоначальных документах о ремонте ипподрома. А слово «реконструкция» впервые появляется в концепции ее автора – М.Д.Тумаркина. На каком основании произведена такая подмена понятий необходимо детально разобраться. Интересно также и то, что среди 20 членов рабочей группы по проектированию реконструкции Центрального Московского ипподрома было только 2 человека, имеющих достаточно большой опыт работы в ипподромной индустрии, и оба они, как и некоторые другие, заявили, что никаких документов о принятии концепции не подписывали. Французский архитектор Жан де Шевеньи также уклонился от обсуждения его участия в разработке и принятии концепции. В этой связи возникает вопрос о причастности и роли других членов рабочей группы к этому процессу и правомерность принятия проекта. Был продемонстрирован фрагмент видеозаписи беседы М.Д. Тумаркина с наездниками Центрального Московского ипподрома, в которой он откровенно рассказал, что фактически на формирование концепции оказали влияние 2 человека из Правительства Москвы. Оба они увлекаются конным спортом и никак не заинтересованы в использовании ипподрома по его прямому назначению.
Депутат Мосгордумы Е.А.Шувалова уже давно помогает в борьбе за сохранение Московского ипподрома. Она указала на необходимость разобраться в том, кто и почему довел ЦМИ до такого плачевного состояния, что он требует капитального ремонта. Почему столько лет не проводился текущий ремонт, для поддержания его в надлежащем состоянии. Не менее важным, по ее мнению, был и вопрос о том, почему администрация АО «Росипподромы» требует срочно убрать с ЦМИ всех лошадей, в то время как проект реконструкции еще не готов, не говоря уже о его обсуждении, экспертизе и утверждении. По мнению Депутата, во всем этом должны разобраться соответствующие органы. А людей, которые пытаются уничтожить ипподром под видом его реконструкции следует привлекать к ответственности, как иностранных агентов.
Выступление коневладельца и общественного деятеля В.А. Гаврилина было еще более категоричным. Он прямо заявил, что идет целенаправленное и планомерное уничтожение целой отрасли. И задуманная реконструкция главного ипподрома страны, это один из этапов уничтожения коневодства в целом. При этом используется схема подмены понятий, демагогии, лжи. Мнение общественности демонстративно игнорируется. Гаврилин выразил сожаление, что эта ложь транслируется средствами массовой информации, т.к. журналистов убеждают в том, что реконструкция ипподрома проводится исключительно для того, чтобы вывести его на мировой уровень, а противники ипподрома просто этого не понимают. На самом же деле, инициаторов реконструкции несложно уличить во лжи. И были приведены конкретные примеры.
Адвокат О.И. Власова, председатель Московской городской коллегии адвокатов «Власова и партнеры», советник Федеральной палаты адвокатов РФ, подтвердила правомерность претензий конного сообщества. В частности, она сказала, что в данном случае, ни о какой реконструкции не может быть и речи. Объект культурного наследия и прилежащая к нему охранная зона, должны сохранять свой первоначальный облик. Их можно только ремонтировать и реставрировать. Также она подтвердила возможность защиты орловского рысака правовыми методами, т.к. эта порода представляет собой историческое и культурное наследие России. Кроме того, были отмечены другие неправомерные действия сторонников реконструкции, против которых необходимо бороться. Выступление адвоката вселило надежду, что ситуация в которой оказались лошади и люди Центрального московского ипподрома может быть разрешена в правовом поле с учётом всех требований последних.
Естественно, после всех этих выступлений, у журналистов должен быть возникнуть простой вопрос: а как получилось, что на столичном ипподроме сложилась такая парадоксальная ситуация, кто виноват в ее возникновении, кто должен исправлять положение и что делать конникам в данных условиях. М.И. Стародумов, кандидат с.-х. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ ВНИИ Коневодства, главный регистратор государственной племенной книги лошадей призовых рысистых пород предвидел эти вопросы и постарался ответить на них. Он рассказал о традициях управления коневодством, начиная с царских времен, отметив, что отечественное коннозаводство всегда находилось под покровительством и ответственностью высочайших особ государства. Но и в советские времена государством осуществлялось централизованное руководство отраслью. В Министерстве сельского хозяйства существовало Главное управление коневодства и коннозаводства. В нем работали люди с соответствующим профильным образованием и опытом практической работы на ипподромах, в конных заводах или научных учреждениях по данной специальности. Сейчас в Министерстве сельского хозяйства, такого управления нет. Как нет и ни одного специалиста по коневодству, ответственного за развитие отрасли.
В условиях грамотного государственного управления отраслью, такая ситуация была бы просто невозможна. Любой специалист по коневодству прекрасно понимает, что закрытие главного ипподрома страны на 3 года равносильно его уничтожению, а требование вывезти с него лошадей на Урал, в Сибирь, Воронеж или Ульяновск, просто абсурдно. Что тратить огромные бюджетные деньги на вредительский проект, который никогда не окупится, просто преступление. Что прежде, чем разрабатывать концепцию модернизации ипподрома, нужно подумать о концепции его работы. А самое главное, он понимал бы, что уникальный ипподром в самом центре столицы может стать хорошим источником дохода для государства, города и самой отрасли. В советские годы так и было. И сейчас вполне реально сделать ипподром прибыльным предприятием. И для этого не нужны никакие ВИП-трибуны, парковки в центре круга, спортивные сооружения и обилие ресторанных столиков. Нужно чтобы на ипподроме выступало максимальное количество лошадей, проходило больше интересных событий, делать ставки в тотализаторе было удобно, а с посетителями велась целенаправленная работа. И тогда, мы не только сохраним наше национальное наследие с 250-летней историей и традициями, заложенными нашими предшественниками, но и обеспечим ему дальнейшую благополучную жизнь в современных условиях.
Отличная статья!
Подписываюсь под каждым словом автора!
Побольше таких публикаций! Глядишь, все бы
и
нормализовалось!
Нужно обращаться к Депутатам, адвокатам, в Администрацию Президента РФ и в Правительство Москвы. Требовать остановки проекта. Надо подумать, куда еще можно обратиться. Никогда не знаешь, что лучше сработает. Нужно использовать все средства. Это настоящее вредительство.
История с реконструкцией ЦМИ очень скверная. Необходимо всеми силами бороться за его спасение. Удивляет пассивность скаковых. Рысачники борятся вовсю, а скаковые сидят на стуле ровно. Это удивляет и возмущает.
Друзья, тут что-то не так. Сидеть обсуждать можно долго. Но изменить могут эту ситуацию только 2 человека: Путин и Собянин. Вот на них и надо напирать. Пусть дадут ответ, что они думают обо всем этом. Давал ли Путин указание уничтожить Московский ипподром. Подписывал ли письмишко, которое сварганил Зайцев, а Патрушев и Собянин подмахнули не вникнув в ситуацию. Надо писать, писать и писать. Требовать ответа от них лично. Идти на прием, привлекать всех, кого можно. В том числе и прокуратуру.
А я вот что-то не пойму, а почему Министерство сельского хозяйства РФ молчит, почему ВНИИК молчит? Их что не касается это все. Главный ипподром страны бессовестно уничтожают, а они воды в рот набрали. Это как называется? Мишустину жаловаться надо. А Патрушева ВОН из Министерства.
А вот ссылочка к месту. https://vk.com/im?sel=752610862&z=video316626651_456239071%2Fce235a04a3dc891be3%2Fpl_post_316626651_293 Уголовное дело пора заводить на руководство Росипподромов и всех прочих виноватых в этой преступной схеме.
Центральный Московский ипподром это главный ипподром страны. Не будет его, не будет и призового коневодства в стране. Регионы без центра загнутся быстро.
Уму не постижимо. Хочется надеяться, что зачинщики этой преступной реконструкции будут наказаны по всей строгости закона.