По мере оживления конноспортивной жизни внутри страны, а также, а также интеграции отечественного коннозаводства в мировое сообщество неуклонно возрастает объем перемещения лошадей различными видами транспорта. Наиболее часто, как в нашей стране, так и по всему миру, лошадей перевозят автомашинами, причем разновидностей коневозок существует много. На любой вкус и кошелек. Не вдаваясь в обсуждение особенностей их конструкции , хотелось бы другую важную проблему – состояние самой лошади и воздействие на ее организм транспортных нагрузок. Следует помнить, что в 1978 году на Всемирном съезде физиологов было признано, что ТРАНСПОРТИРОВКА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СИЛЬНЫМ СТРЕССОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОРГАНИЗМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЗА ВСЕ ВРЕМЯ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. Поэтому относиться к проблеме перевозки лошадей следует со всей ответственностью и осторожностью, поскольку как бы ни была комфортна транспортировка, для организма лошади это очень большая нагрузка.
Лошадь обладает развитой психикой, достаточно высоким интеллектом и очень высокоорганизованной нервной системой, поэтому ее реакция на изменение окружающей обстановки бывает быстрой и не всегда адекватной, с точки зрения человека. По мнению зоопсихологов, оценивая поведенческий стереотип, проявляемый животными в конкретной ситуации, следует исходить из особенностей их характера и предшествующего жизненного опыта. На мой взгляд, данное положение позволяет объяснить различное поведение в стандартной ситуации погрузки у лошадей одного возраста, породы, хозяйственной ситуации и прочего. Принято считать, что особенности поведения лошадей обусловлены в большей степени типологическими особенностями их высшей нервной деятельности.
Прежде всего следует понимать, что погрузка лошадей в автотранспортное средство сопровождается воздействием комплекса разнообразных сильных раздражителей на центральную нервную систему. Одновременное действие пространственного и предметных раздражителей, шумов, резких звуков и запахов активирует ориентировочную реакцию лошади, вызывая беспокойство. Наиболее остро нервная система лошади воспринимает проприорецептивные раздражения, поступающие из всех звеньев ее опорно-двигательного аппарата. Благодаря этим сигналам двигательный анализатор и вестибулярный аппарат лошади четко улавливают особенности опоры, ее твердость, устойчивость, наклон, вибрацию. И в соответствии с этим в микроинтервалах времени центральная нервная система отвечает перестройкой тонического напряжения мышц, переносом центра тяжести и перераспределением усилий во всем мышечно-двигательном аппарате. Нервная система лошади реагирует исключительно остро на особенности покрытия пола транспортного средства, на начало движения, повороты, толчки, изменения скорости и т.п.
Момент погрузки – это вступление лошади в новую для нее среду. В соответствии с введенным Л.А.Орбели принципом взаимодействия афферентных систем, новую обстановку следует понимать не просто, как сумму различных раздражителей, но и как их комплекс, обостряющий восприятие всех рецепторов и возбуждающий центральную нервную систему. При этом этом лошадь должна преодолеть страх, чтобы самостоятельно, без активного принуждения войти в узкий бокс коневозки. Лошади, которых раньше перевозили редко, обычно боятся машины, темного салона, новых запахов и крутого трапа. Нежелание повиноваться, страх, нереализованное желание убежать, грубые понуждения приводят к перевозбуждению нервной системы и включению механизма стрессовой реакции.
Психофизиологи, исследуя модели поведения человека и высших животных при воздействии стрессовых раздражителей выделяют три формы реакции: нормальную, агрессивно-оборонительную и пассивную. Все эти формы встречаются и у лошадей, при их погрузке. Нормальная: Если лошадь не заходит в машину с первого подхода, то обычно при спокойном обращении, с 3 – 4 подхода заходит в машину сама. Такие лошади не осаживают с трапа, в машине ведут себя спокойно. Это наиболее распространенная форма поведения лошадей. Агрессивно-оборонительная: Лошади встают на дыбы, пытаются вырваться, убежать, спрыгивают и осаживают с трапа. Даже с закрытой головой таких животных удается погрузить с большим трудом. Чувствуя под собой прогибающийся трап и запах машины, они стремятся спрыгнуть, часто падают и могут получить серьезные травмы. Пассивная: Лошади не проявляют активного сопротивления, как бы застывают. Они обычно подходят к трапу, ступают на него, но дальше не двигаются. Но и не проявляют желания убежать. Удары, крики, активные принуждения никаких ответных реакций не вызывают. Часто бывает, что таким лошадям приходится переставлять ноги руками, чтобы погрузить их в машину. Состояние внешнего торможения сохраняется и в боксе коневозки. Указанные формы поведения встречаются у лошадей любого типа высшей нервной деятельности.
Поэтому с уверенностью можно предположить, что форма поведения лошадей в чрезвычайных условиях зависит прежде всего от ее психосоматических особенностей (т.е. типа личности) и предшествующего опыта. Чем он более богат,, тем более разнообразны и многочисленны ее впечатления от внешнего окружения, тем более жизнестойкой она становится, тем болл уверееено себя чувствует в новых незнакомых условиях.
Пассивную и агрессивно-оборонительную формы поведения лошадей при погрузке в транспортное средство можно рассматривать как полярные проявления защитной реакции организма как биологической системы на стрессовые воздействия. Эти формы поведения наиболее часто встречаются у животных, редко подвергавшихся перевозкам. Причем, пассивная форма встречается гораздо реже агрессивно-оборонительной.
Агрессивно-оборонительная форма поведения при погрузке наименее желательна. Как правило, погрузка таких лошадей требует квалифицированного подхода. Очень часто лошади этой группы получают при погрузке серьезные травмы, что способствует выработке у них отрицательных условно-рефлекторных связей. Каждая последующая погрузка, сопряженная с активным принуждением лошади, лишь усугубляет отрицательные рефлексы. Нормальная форма поведения лошадей при погрузке характерна для животных регулярно подвергавшимся перевозкам. Однако, встречается и у животных, ранее редко перевозимых. Эта форма поведения наиболее удобна в практике работы с лошадьми.
В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает проблема квалифицированной повседневной работы с лошадью. Ни для кого не секрет, что характер и стереотип поведения закладываются в период раннего онтогенеза и затем должны обрастать желательными для человека условно-рефлекторными связями. Таким образом, общение и работа с лошадью в любой период ее жизни должны быть направлены на формирование желательного поведения.
Для облегчения процедуры погрузки можно посоветовать заранее приучить лошадь двигаться по прогибающимся щитам, входить в затемненное помещение, разворачиваться на ограниченном участке. То есть имитировать элементы незнакомых ситуаций, с которыми ей придется столкнуться при перевозке. Не следует забывать о благоприятном, даже волшебном влиянии подкормки при формировании желательного поведенческого стереотипа. Награждение правильного действия лакомством срабатывает безотказно.
Подводя итог обсуждению проблемы правильной перевозки лошадей, можно заключить, что погрузка животных является важной и сложой технологической процедурой, вредные воздействия которой выражаются в запуске стрессовой реакции, тяжесть которой зависит от способности организма лошади противостоять стрессовому воздействию меняющихся условий окружающей среды. Последствия стресса приводят к возникновению так называемых «транспортных болезней», хорошо известных в ветеринарии, но от этого не менее опасных.
Для предотвращения, смягчения и профилактики транспортного стресса в настоящее время предлагается довольно много фармакологических средств, применение которых во многом оправдано и может быть рекомендовано. В силах персонала сделать переход лошади из привычной конюшни в незнакомую обстановку коневозки безболезненным и безопасным.
автор
С.А.Пушкарева, кадидат селскохозяйственных наук
впервые статья была опубликована в газете «Национальное Коневодство и Конный спорт» №10-11, 2009 под названием:
Treval Special или когда главный пассажир — лошадь