Мировая практика и российские реалии в ипподромной индустрии

Энейбл и Деттори

Фрэнки Деттори с кобылой Энейбл

В последние годы система скаковых испытаний в стране значительно изменилась.  В ней появилась тенденция,  оказывающая негативное влияние на  развитие ипподромной индустрии и национального тотализатора.  Огромная разница в стоимости отдельных призов нарушает целостность скакового сезона. Крупные митинги сами по себе хороши, но они снижают значимость других традиционных призов.  В обычные дни компании  собираются с трудом.  Содержание лошадей среднего уровня с каждым годом становится все менее интересным для владельцев. И не только в материальном, но и в моральном аспекте. Поэтому численность испытываемого поголовья снижается. А ведь именно за счет большого количества средних лошадей, можно обеспечить стабильную работу тотализатора. Они позволяют собирать скачки, привлекательные для игры. Игнорировать эту ситуацию уже нельзя. Необходимо срочно принимать меры для ее изменения.  Иначе спад  в отечественном чистокровном коннозаводстве будет продолжаться с нарастающим темпом.

Победитель Супер Дерби перед боксами

На старте Супер Дерби 2017

Скаковой сезон в России все более приближается к митинговой системе. Это меняет менталитет тренеров и владельцев. Призы с фондом 200-300 тысяч рублей они уже считают «копейками» и не записывают в них своих лошадей. И им никто не объясняет, что миллионные спонсорские призы сегодня есть, а завтра их может и не быть. И тогда им придется скакать за копейки в буквальном смысле этого слова. Потому что стабильно высокие призовые, адекватно распределенные по призам в течение всего сезона,  возможны только при развитом,  высокодоходном тотализаторе.  А его не раскрутишь двумя – тремя скаковыми митингами в год. А после них в сезоне наступает неизбежное затишье. Скачки собираются с трудом. Создается впечатление, что лошадей на ипподромах становится все меньше. Это действительно так, но лишь отчасти. Если проанализировать  результаты испытаний, то окажется, что на всех ипподромах достаточное количество лошадей проскакало 1-2 раза в сезоне. И не все из них недоиспытаны по ветеринарным причинам.

Был бы лошадью года

Если бы в России был официальный титул «Лошадь года», в этом году его получил бы Конард Лорд                                                                                               фото Алексея Рыбкина

Дело в том, что в Ставропольском и Краснодарском крае, в Ростовской области, на Северном Кавказе и некоторых других регионах России и ближнего зарубежья разыгрывается очень много неофициальных скачек. Они проходят вне ипподромов, просто на распаханных кругах или на нелицензированных местных ипподромах, которые не проводят регулярные скачки. Но на таких скаковых митингах разыгрываются очень дорогие призы – обычно машины. А также крупные суммы денег, в несколько раз превышающие средние призовые на основных ипподромах страны. Кроме того, выступления в неофициальных скачках не требуют затрат на содержание лошадей на ипподроме. Участников туда привозят непосредственно в день состязаний, а иногда и доставляют своим ходом. Потому что такие мероприятия проводятся обычно для жителей окрестных сёл. Это явление имеет свои плюсы в плане популяризации скачек и скаковых лошадей. Но из-за них становится меньше лошадей на лицензированных ипподромах, а это тормозит развитие тотализатора. По этой причине необходимо обратить пристальное внимание на это явление и упорядочить проведение неофициальных скачек.

Сонгбёрд, Калифорния Хром и Классик Эмпайр

Лауреаты премии Эклипс 2016 года: Сонгбёрд, Калифорния Хром и Классик Эмпайр

Недостаточное количество лошадей на ипподромах стало серьезной проблемой на пути развития отечественной ипподромной индустрии. Поэтому не только руководство ОАО «Российские ипподромы», но и все, кто заинтересован в благополучии отечественного чистокровного коннозаводства, должны приложить усилия для исправления создавшейся ситуации. Конечно, значительное увеличение призовых сумм и равномерное распределение их в течение всего сезона быстро поставило бы все на свои места. Но дело в том, что источником финансовых средств для этого может быть только хорошо развитый национальный тотализатор. А для его успешной работы нужно много лошадей. Получается замкнутый круг. Однако, его можно и нужно разорвать. Одним из действенных способов привлечения участников в официальные скачки, несомненно, будет  объективное выявление и награждение лучших лошадей в возможно большем количестве номинаций. А также лучших жокеев, тренеров, владельцев и других специалистов  по чистокровному коннозаводству и скачкам. И тут не надо «изобретать велосипед». Это мировая практика. И достаточно изучить ее и позаимствовать все то, что применимо в России.

Вручение наград по итогам сезона

Вручение наград по итогам сезона на Варшавском ипподроме

Премии лучшим лошадям и жокеям присуждают в большинстве стран, где проводятся скачки. А самая престижная это общеевропейская премия: Cartier Racing Award. В США аналогичная премия называется Eclipse Award. Эти награды имеют ряд номинаций и вручаются на торжественной церемонии. В интернете легко найти информацию, фото и видео об этих ежегодных мероприятиях, проходящих в конце каждого скакового сезона. Но главное это не внешний антураж, а критерии и процедура выбора претендентов. Такой однозначный лидер, каким была в этом году Энейбл (Enable) появляется не каждый год даже в главной номинации – «лошадь года». А на другие титулы часто претендует несколько лошадей, и выбор лучшей зачастую бывает сложным и даже спорным.  И очень важно, чтобы в нашей стране, где, к сожалению, почти все сейчас решают деньги и личные связи, выбор лучших лошадей года не превратился в дешевый фарс с заранее известными результатами.

Банкет вручение премий Картье

Жокей Фрэнки Деттори на банкете по случаю вручения премии Картье

Помешать этому сможет только абсолютно объективное жюри и четкие критерии для определения победителей.  Их разработкой должны заняться не высокие должностные лица, а независимые и грамотные специалисты. На первый взгляд может показаться, что голосование широкой общественности обеспечит самые объективные оценки как лошадям, так и тренерам и жокеям. Но на самом деле это не так. И ежегодные казусы на «Евровидении» лучшее тому свидетельство. В таком формате голосования бал правят «технологии» набора голосов и дилетантская вкусовщина. Тем не менее, скаковая общественность должна иметь возможность высказать свое мнение и повлиять на результат в спорных случаях. Но каждая оценка должна быть обоснована с профессиональной точки зрения. И учитываться должны только аргументированные «голоса». Закрытое голосование в наших реалиях породит нездоровую атмосферу вокруг избрания «лошади года». И еще очень важно, чтобы спонсоры этого мероприятия были как можно дальше от владельцев лошадей и ипподромного начальства. Что касается разработки критериев для выбора лучших лошадей в каждой номинации, они непременно должны быть неоднократно апробированы на практике. И разрабатывать их лучше всего в процессе сравнения конкретных лошадей. Например, выбирая лучших лошадей прошедшего сезона.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Мировая практика и российские реалии в ипподромной индустрии”

  1. Борислава:

    Концепции проведения конкурса на лучшую скаковую лошадь могут быть разными, и не обязательно мировая практика должна служить примером. В Российские реалии многое невозможно сделать так, как происходит в других странах, но надо хоть с чего-то начать. И главное, не опошлиль идею, не превратить подведение итогов года в некое подобие музыкальных премий и всяких «оскаров», где все продается и покупается.

  2. Leonid:

    А я думаю, что тут все может быть очень даже честно. Ведь в скачках результаты чёткие, и простора для протаскивания «левых» чемпионов обречены на провал. Даже не важно сколько денег получит победитель, главное реклама и престиж. Но чтобы эта практика привилась и у нас, надо искать спонсоров, которым будет выгодно продвигать этот проект.


Thanx: Teplo-kraft