Американский тренер скаковых лошадей
Уэйн Лукас делится опытом
Уэйн Лукас один из ведущих тренеров США. Он был первым тренером выигравшим призов на сумму более 100 миллионов долларов. 14 раз он возглавлял рейтинг тренеров по сумме выигрыша. Он имеет 18 побед в призах серии Бридерс Кап. 5 раз его лошади выигрывали Прикнесс Стейкс, 4 раза Кентакки Дерби и 4 раза Бэльмонт Стейкс. И все это на фоне большого количества других призов первой группы. 25 его лошадей завоевали премию Эклипса в различных номинациях. Сам Лукас получал ее 4 раза как выдающийся тренер. Несмотря на свой достаточно зрелый возраст, Уэйн Лукас полон сил и с удовольствием продолжает свою тренерскую карьеру. Так что впереди у него наверняка еще много значимых побед. Сегодня мы предлагаеи Вашему вниманию статью Натальи Петряковой и Елены Стольной. Она написана по материалам зарубежной прессы. Это своеобразный мастер-класс тренера. В ней Уэйн Лукас разговаривает с читателями от первого лица и рассказывает о своей жизни, своих лошадях и тренерской работе.
Н.Петрякова, Е.Стольная
Мастер-класс американского тренера
На пути к успеху мелочей не бывает
(Д. Уэйн Лукас)
«Если Вам еще нет 80 лет, Вы мало что знаете в этой жизни»,- говорит один из самых знаменитых тренеров Америки Даррелл Уэйн Лукас. Может быть эти слова он относит и к самому себе. Он родился 2 сентября 1935 года. Работая с чистокровными лошадьми, Лукас выиграл 241 666 920 долларов, воспитал 23 чемпиона, его лошади 4 310 раз побеждали в скачках. Тем не менее, он чувствует в себе потенциал для дальнейшего профессионального роста. Этот человек, славится еще и тем, что уделяет особое внимание обучению людей, работающих вместе с ним. 11 его бывших ассистентов стали успешными тренерами и имеют сейчас свои собственные конюшни. С появлением в России частных владельцев скаковых лошадей, условия работы у наших тренеров и жокеев изменились. Стало больше проблем, к решению которых они не были подготовлены. Зато появились и новые возможности. Приобретение жизненного опыта занимает годы и редко проходит безболезненно. Но его можно позаимствовать у западных коллег, которые не делают секрета из своих методов подготовки лошадей, и готовы поделиться своими взглядами по целому ряду связанных с ней вопросов.
В Америке стать тренером чистокровных лошадей, гораздо сложнее, чем у нас. Лукас с раннего детства мечтал именно об этой профессии, но прежде, чем он полностью смог посвятить себя ей, ему пришлось сменить несколько видов деятельности. Первая собственная лошадь появилась у него в 7 лет. Родители подарили мальчику пони по кличке Квини, на котором он учился ездить, а в дальнейшем выступал на соревнованиях. Лукас рос в обеспеченной семье, но его рано приучили самостоятельно зарабатывать деньги. В 8 лет он вместе с приятелем покупал по мясной цене молодых мустангов, объзжал, тренеровал, а потом по специальному разрешению отца продавал их на аукционе и там же покупал новых лошадей. В 9 лет Уэйн арендовал у собственного дяди небольшое поле, на котором выращивал сортовые бобы на продажу. Летом он каждый год устраивался работать на какое-нибудь ранчо, где выращивали лошадей для родео или на ипподром. Лицензию тренера чистокровных лошадей Уэйн получил в 17 лет. Но до работы с этой породой было еще далеко.
Он закончил физкультурный колледж по специальности бейсбол, футбол и баскетбол. Поступил в университет, который закончил с отличием и стал тренером баскетбольной команды. Потом продолжил свое образование и получил степень магистра. Темой его диссертации были спортивные перегрузки. Лукас изобрел специальные баскетбольные ботинки, патент на которые продал известной фирме и имел доход с их продажи. Работал преподавателем в высшей школе. Но не прерывал занятий с лошадьми. Впоследствии он говорил, что лошади отличаются от студентов тем, что всегда делают то, чему их учат. Поэтому, вероятно, он и предпочел работать с ними. Начал готовить кватерхосов, и через несколько лет уже считался лучшим тренером. Ежегодно занимал первые места по сумме выигрыша. И наконец исполнилась его давнишняя мечта, ему стали доверять чистокровных скакунов. В его конюшне стояли Тандер Галч, Харизматик, Табаско Кэт, Тимбер Кантри, Виннинг Колорс, Коммендабл, Гриндстоун, Кодекс и многие другие выдающиеся лошади. Кентакки Дерби и Бэльмонт Стейкс Уэйн Лукас выигрывал по 4 раз, а Прикнесс Стейкс -5. 17 раз побеждал в скачках Бридер’ с Кап. Все крупные призы, выигранные этим тренером, просто невозможно перечислить, можно только назвать их количество 1 052. В какой бы области человек ни добился успеха, его всегда спрашивают, как ему это удалось. Когда профессионалы задают Лукасу более конкретные вопросы, он считает своим долгом отвечать на них обстоятельно и откровенно.
О лошадях и тренинге
Основой успеха в тренерской работе Лукас считает раннее выявление талантливых лошадей. Такой жеребенок может оказаться ленивым, нервным или вредным, но надо найти подход к животному и подвести к пику спортивной формы. «Гарантией успеха в скачках прежде всего является сама лошадь, ее талант, данный ей от Бога. И тренеру нужен хороший «глаз» и чутье на животное.» Лукас часто сотрудничал с агентами, занимающимися поисками перспективных годовичков на аукционах и конефермах. При выборе будущего скакуна всегда обращают внимание на правильный экстерьер и родословную. « С кватерхосами проще. Если ты взял хорошо сложенного жеребенка от классных родителей и обеспечиваешь ему полноценное содержание и тренинг, он наверняка будет иметь успех. Для чистокровной лошади этого мало. Ко всему прочему, индивидуальный подход здесь играет огромную роль.»
«Важно понять, что лошадь любит и каковы ее сильные стороны. Спринтер она или лучше раскроется на средних дистанциях. Может высокая скорость, набираемая в начале дистанции плохо влияет на нее, а может наоборот, она любит резво водить, и это заводит ее и придает уверенности. Некоторые лошади предпочитают «отсиживаться» по дистанции и прятаться за других лошадей. Таких мы на тренировках приучаем галопировать впереди остальных, а тех, кто сразу рвется вперед учим терпеливо идти вслед за лидером. Все лошади разные, поэтому тренинг приносящий пользу одной, может навредить другой. Чтобы не допустить таких ошибок, нужно постоянно наблюдать за ними, обращая внимание на каждую мелочь в поведении животного, на малейшее изменение настроения. Я например, без весов могу определить сколько килограммов сбросила лошадь в процессе работы. И тут же корректирую план тренировок.»
Нужно постоянно пробовать разные методы подготовки лошади, и никогда не сдаваться. Верить в нее. Таково мнение этого знаменитого тренера. Однако и ему случалось ошибаться. Кобыла Спейн ничем особенно не выделялась, когда пришла к нему в тренинг. Но заработала рекордную сумму призовых и вошла в историю скачек с уникальным результатом. А Харизматик в начале своей скаковой карьеры был настолько слабым и ленивым, что Лукас дважды записывал его в «клайминг рейсиз». Это специальные скачки для лошадей, выставленных на продажу. Лошадь стартует с назначенной ценой, и каждый, кто заплатит ее, может забрать скакуна себе. К счастью для Лукаса желающих купить Харизматика не нашлось, и он продолжил тренировать его. Попробовал давать большие нагрузки. Толстому, ленивому жеребцу и не снились раньше такие тренировки, но они пошли ему на пользу. Постепенно Харизматик превратился в атлета и стал побеждать в самых крупных и престижных призах Америки. Он выиграл Кентакки Дерби и Прикнесс Стейкс , был близок к победе в Бэльмонте.
После триумфа Харизматика Лукасу часто задавали вопрос- всех ли лошадей можно тренировать по такой методике. Нельзя ли испортить лошадь чрезмерно интенсивной работой? «Очень легко – отвечал Уэйн. Лошадь на наши действия реагирует позитивно или негативно. К сожалению, второе случается гораздо чаще. Я думаю, что хорошее психическое состояние лошади намного важнее хорошей физической подготовки, важнее примерно в 3 раза. И это не только в скачках, в любом виде спорта. Тренер спортивной игровой команды перед решающим матчем всегда выбирает, между лишней тренировкой и свежестью спортсменов. Чистокровная лошадь не гоночная машина, у нее тонкая психика ,
открытая душа и огромная воля к победе, которую нужно поддерживать. Я всегда разрешаю лошадям на тренировках соревноваться друг с другом, тогда виднее, каких соперников и на какой дистанции она способна обыграть в скачке. Вообще я не встречал лошади, которую невозможно заставить выиграть, хотя мои коллеги тренеры говорят, что такие бывают. Мне не хотелось бы в это верить. И своих ассистентов я приучаю к мысли, что это не так. Мой железный принцип: лошадь всегда права. Если она не хочет входить в боксы или по скачке уходит в сторону, значит этими действиями хочет что-то сказать нам. И необходимо пытаться расшифровать эту информацию. Нет плохих лошадей, так же как нет плохих детей.»
Лукас твердо уверен, что первый старт очень важен для последующей карьеры скакуна. Она должна победить! Поэтому старается поначалу записывать лошадей в призы, с возможно более слабыми соперниками. Так она приобретет уверенность в своих силах. Этот тренер неоднократно снимал своих лошадей со скачек, если чувствовал, что они не выдержат борьбы и этот проигрыш отрицательно скажется на всей последующей карьере. Такие решения всегда даются тяжело, поскольку нужно выстоять перед натиском владельца, и не реагировать на спекулятивные заявления прессы.
«На самом деле очень мало лошадей, способных от природы выдерживать дистанцию 2400 м. Но эту способность можно развить в процессе тренинга. Однако, если лошадь ,с генетическими возможностями хорошо скакать на полторы мили, встречается в призе с соперниками, у которых дистанционная выносливость выработана в процессе тренинга, то она всегда имеет огромное преимущество перед ними.»
О владельцах лошадей
Многие наши тренера испытвывают трудности при общении с владельцами лошадей. Жалуются на их непонимание проблем тренинга и желание вмешиваться в работу. Вот что думает по поводу этого Уэйн Лукас. « С клиентами необходимо ладить, поскольку от них мы получаем лошадей. Но вообще то это бывает трудно. Надо быть профессиональным психологом, чтобы сотрудничать с некоторыми из них. В большинстве это образованные интеллигентные люди, которые любят соревноваться и побеждать. Все они добились успеха в бизнесе, благодаря чему накопили средства на занятие коневодством. Удивительно, что даже те из них, кто раньше не имел дела с лошадьми, в курс обычно входят быстро. С другой стороны они уверены, что в конном бизнесе будут использовать те же приемы борьбы и руководства, которые с успехом применяли раньше. Вкладывая в своих лошадей большие средства, они очень хотят участвовать в процессе тренинга и принятии важных решений. Так же как и владельцы спортивных клубов они не дают тренерам полной свободы. Понять их конечно можно, но все решения тренер должен принимать единолично. Иначе очень легко испортить лошадь.
Чаше всего владельцы настаивают, чтобы их лошадь проскакала в том или ином призе, будучи искренне уверенными в том, что она победит. При этом они не учитывают ее кондиции и степень подготовленности, силу соперников и прочие тонкие нюансы, которые может знать только тренер, так как он постоянно находится с лошадью. Сейчас я уже имею возможность не сотрудничать с теми клиентами, при одном виде которых у меня начинаются спазмы желудка. Есть много исключительно приятных мне людей, с которыми я с удовольствием общаюсь, завтракаю перед скачками, обсуждаю дела. Они знают правила игры и говорят, что наняли меня для того, чтобы я делал свое дело, и не собираются поучать, как тренировать лошадей. У меня никогда не было поводов для конфликта с Биллом Янгом, Бобом и Беверли Льюис, Мишелем Табором и Джоном Магниром. С опытными владельцами всегда проще найти общий язык».
О доходах
Считать чужие деньги дурной тон. Но ведь каждому хочется знать, как оплачивается на западе труд его коллег. Сколько, например получает за свою работу знаменитый американский тренер. Уэйн Лукас не скрывает своих доходов. За каждый рабочий день с лошадью начисляется зарплата. Но при самых высоких ставках я не накопил денег в течение 40 лет работы. Мне хватало только на нормальную жизнь. И я не знаю ни одного тренера, кто смог отложить хоть какие то средства в банк. Возможно немного заработать, если всей семьей работать на конюшне, включая чистку денников. Тренер хоть и получает определенный процент от призовых, но этого тоже мало, чтобы приносить реальную прибыль. Ведь лошади выигрывают не всегда, а значит и доход не стабильный. Настоящую сумму можно собрать, если тренируешь отличного жеребца, который в будущем станет производителем. Тогда в контракте оговаривается определенный процент от суммы за покрытие каждой кобылы в течение всей его заводской карьеры. В отделении может быть 5, 10, 15 таких жеребцов. Со временем их количество растет, и вот таким образом можно заработать приличные деньги. Ведь стоимость случки доходит до 300 – 500 тысяч долларов.»
О традициях и способах достижения успеха
Чтобы тебе в тренинг давали хороших лошадей, нужно иметь соответствующую репутацию. А как сделать себе имя, не имея выдающихся лошадей? С такой проблемой сталкивается каждый тренер. Лукас нашел выход. Он выработал собственную стратегию, отклонившись от сложившихся традиций. Раньше владельцы не возили своих лошадей скакать далеко. Но Америка страна большая. В ней много ипподромов самого разного уровня, и почти для каждой лошади можно подобрать такой, где она сможет побеждать. Если лошадь Лукаса не выигрывала в Санта Аните, он вез ее в Монмаут Парк, если и там ей было трудно, отправлял ее в Делавер, потом в Омаху. Главное, чтобы она побеждала, не важно где. В результате Лукас стал лучшим во всей Америке по количеству побед. С ним стали сотрудничать владельцы классных лошадей, и побеждать стало легче. Он готов был выступать в любой стране, если у его лошади были там реальные шансы.
В скаковом мире сложилось много традиций, которые заставляли тренеров мыслить стереотипно. Лукас привнес в дело свежую струю. Он с самого начала хотел выделяться из общей массы. Все его лошади выступали только в белых уздечках, и это производило впечатление на соперников. «В Кентакки Дерби редко записывают кобыл, там и среди жеребцов идет жесточайшая борьба. В 1988 году, анализируя возможности конкурентов я пришел к выводу, что моя кобыла Виннинг Колорс резвее их, и подумал, какая разница, ведь не на свидание же с ними она идет, записал ее на этот престижнейший приз. Она выиграла скачку с места до места».
О подчиненных
По своей природе этот человек типичный трудоголик. Он гордится, что за последние 9 лет не пропустил ни одного рабочего дня. « Чтобы воспитать скаковую лошадь, нужно постоянно следить за ней, вкладывая в работу сердце и душу. Люди, которые не готовы работать по 18 часов в течение 365 дней в году не добьются успеха. Многие просятся ко мне на работу, говорят, что готовы на все, но ошибаются в своих возможностях и не выдерживают. Нанимая нового конюха или помощника, я всегда говорю человеку, чтобы он пока не покупал себе новую одежду, потому что через месяц ему нужны будут вещи на размер меньше.» Как бы Вы среагировали, если бы подчиненный разбудил Вас среди ночи телефонным звонком и сказал бы, что не может заснуть, так как ему кажется, что он забыл что-то сделать на работе? Лукас ценит такое отношение к делу.
В его конюшне работает 87 человек. Руководит ими он через своих ассистентов-помощников. Их 5. Три раза в день, в строго фиксированное время- в 5 , 13 и 17 часов каждый из них обязан связаться с Уэйном по телефону и отчитаться обо всем, что произошло за этот период. Что делали лошади, как себя чувствуют, и все подробности каждой тренировки. Перед сном каждый помощник обязан еще раз созвониться с Лукасом, чтобы сообщить все ли в порядке на конюшне. Тренер не любит неприятных сюрпризов. Короткие утренние совещания перед проездкой Уэйн называет «5 минут демократии». В это время каждый может высказать свое мнение, потом он принимает руководство и становится диктатором. Но людей, которые не умеют мыслить самостоятельно он не любит. Всех своих подчиненных учит не приходить к нему с проблемами без идеи, как их исправить. И только выслушав что случилось, и как думает действовать помощник в этой ситуации, он принимает свое решение. Таким образом молодые люди пиобретают опыт, который играет огромную роль в чистокровном коннозаводстве и тренинге.
А еще Лукас приучает всех подчиненных излагать свои мысли на бумаге и записывать все самое важное. Устраивает им разные проверки. «Один раз я поехал с ассистентом искать перспективных годовичков. На одной ферме, я попросил его посмотреть 4-х жеребчиков, которых выбрал заранее, и составить свое мнение. Парень сказал, что 3 жеребенка ему понравились, а один какой-то подозрительный. Я похвалил его за смелость и откровенность. Четвертый жеребец был «подставной» на проверку парня. Если бы он понравился ему только потому, что шеф его выбрал, я не ценил бы такого работника. Если я руковожу фирмой, это не значит, что мои сотрудники не должны думать головой.»
Об имидже
«Когда-то один знакомый дал мне совет: Уэйн, носи дорогие, фирменные вещи, езди на машинах лучших марок, всегда будь загоревшим. Таким образом ты перехитришь многих соперников. Я с детства привык тщательно следить за своим внешним видом. В 4 года сам до блеска начищал свои ботинки. Всегда любил красивую, модную одежду, на которую не жалел денег, которые зарабатывал сам.» Лукас считает, что высокую планку нужно держать во всем и никогда не снижать ее. Того же требует и от своих подчиненных. Они должны идеально выглядеть в паддоке, на конюшне поддерживать безупречную чистоту и порядок, вежливо отвечать на телефонные звонки. Далеко не все конники считают необходимым следить за культурой речи. Уэйн не терпит вульгарных выражений.
Он до сих пор помнит, как сделал замечание своему бывшему ассистенту Марку Менниге, который рассказывая о победах лошадей с их конюшни употребил жаргон. «Я доверяю тебе лучших клиентов- интеллигентных людей с высоким статусом, а ты говоришь мне : шеф, вот мы им наваляли!» Тогда Марк сразу извинился и сказал: «Отлично мы выступили, правда, шеф?»
О гордости и о будущем
«На самом деле не существует компьтерной программы или видео-инструкции как выиграть Кентакки Дерби. Нет учебников по подготовке тренеров. Наша профессия приобретается на основе многолетней практики, самостоятельного поиска способов подготовки лошадей к скачкам, изучения и анализа работы других тренеров. Думаю, не правильно, что многие ветераны не делились приобретенными знаниями и навыками с другими, не готовили учеников. Преемственность в передаче накопленного опыта способствует прогрессу. Поэтому я много сил отдаю подготовке ребят, которые со временем придут на смену нашему поколению тренеров. Я обожаю быть первым, все время к этому стремлюсь, и у меня есть возможность побеждать, благодаря многолетним профессиональным наработкам. Но я также понимаю, что будущее принадлежит молодым талантливым людям. И я буду счастлив, если мои ученики сумеют выйти в лидеры и с успехом продолжать дело, которое я так люблю.»
[…] достиг успеха один из лучших американских тренеров Уэйн Лукас. И для этого совсем не обязательно пропускать сезон в […]