6 октября в конном заводе «Восход» прошел очередной аукцион по продаже лошадей. Из 69 голов, выставленных на продажу, было куплено 36. Общая сумма выручки составила без малого 9 миллионов рублей. Такие торги в «Восходе» проходят дважды в год и уже стали традиционными. Российские покупатели в целом, еще не привыкли к цивилизованным продажам лошадей с аукциона. Но с каждым годом в популярность восходовских распродаж растет. На последнем аукционе показатели заметно улучшились даже по сравнению с весенним. И это радует. Но тема повышения спроса на чистокровных лошадей в России остается актуальной.
Во-первых, потому что спрос на продукцию отрасли должен постоянно повышаться, какого бы высокого уровня он не достиг. И умение управлять динамикой этого процесса, вопрос профессионализма производителей этой продукции. Во-вторых, потому, что спрос на чистокровных лошадей в России может быть значительно выше, если коннозаводчики, начнут вести целенаправленную работу по созданию и развитию этого рынка.
На ведущем отечественном интернет-ресурсе – сайте http://hippodrom.ru тема аукциона в к-з «Восход» обсуждается достаточно активно. Однако, в основном внимание сконцентрировано на особенностях организации аукционов, а не на том, как повысить спрос на чистокровных лошадей. Но тема спроса в этой дискуссии, все-таки прозвучала. Вот несколько цитат:
— «Моё Личное мнение- спрос есть. Активный спрос на лошадей до 500 000. Средняя цена на жеребят от 100 -140 000 — ушло 90%. Маток по 300 000 покупать не готовы- продано 8-10%. Как-то так. За Сизокрылого даже нешуточная борьба разыгралась. Хороший жеребец – поздравления покупателю от всей души!!!» (irina_info).
-«Я обратил внимание на то, что «Восход» испытывает определенные трудности с реализацией поголовья. Как и любой товар в зоне его производства. Проведение периферийных аукционов в разы повысит процент реализации и рано или поздно все к этому придут (бизнес диктует свои правила). (SERGEYKZ14)
— «Определенные трудности с реализацией» … Трудности с этим у всех, по основной и главной причине: ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕВЫШАЮТ СПРОС. Идея о периферийном аукционе очень хорошая. Это приблизило бы «товар» к покупателю, а следовательно увеличило продажи». (lugov)
— «Спрос был в основном на молодняк. Кобыл покупали с неохотой. Аукцион был не плохим. Все хотят купить только готовых лошадей для скачек. Был представлен один жеребец с броком, но интереса он у покупателей не вызвал. » (из личной беседы с одним из посетителей аукциона)
Как видно, обсуждается положение дел только в одном сегменте рынка. О другом упоминается вскользь, а о третьем вообще никто даже не вспомнил. С одной стороны, это и понятно. Основной товар коннозаводчика жеребята и молодые лошади. Именно от их продажи он ждет наибольшей финансовой отдачи, а когда получает ее, то остается полностью доволен. И его не слишком волнует, что продать племенных кобыл довольно проблематично. А лошадей, закончивших скаковую карьеру по возрасту или по ветеринарным причинам, зачастую и просто невозможно. Обратимся к конкретным цифрам. На последнем аукционе в «Восходе» продано 3 племенные матки, 8 лошадей в тренинге, 9 полуторников и 16 жеребят из отъема. То есть, чем моложе лошадь, тем легче ее продать.
Правда, хорошую лошадь старшего возраста для скачек купить трудно. И это тоже понятно. Классную лошадь способную выигрывать
или успешно конкурировать в скачках первой группы владельцу нет смысла продавать. Если со здоровьем у нее все в порядке, то владелец будет пытаться выиграть на ней Приз Президента РФ или другую крупную скачку. А по окончании скаковой карьеры продаст как производителя, или себе оставит, если имеет племенных кобыл. Но таких лошадей единицы.
Однако, всем, кто занимается разведением лошадей и заинтересован в увеличении процента продаж необходимо представлять себе реальную ситуацию, сложившуюся сейчас на рынке лошадей чистокровной верховой породы в России. А она состоит в следующем.
Определенный спрос на лошадей существует. Он был и будет, потому что энтузиасты и поклонники скачек в нашей стране есть. Это сложившийся круг людей, которые занимаются ипподромными испытаниями лошадей и ежегодно покупают молодняк, который отдают в тренинг. Потом эти лошади скачут на ипподромах, а их владельцы мечтают, чтобы они побеждали в призах. Когда это случается, хозяин радуется, гордится и считает, что цель достигнута. Поскольку скачки проводятся по возрастным группам, то такому коневладельцу каждый год нужно пополнять конюшню новыми двухлетками. И он подыскивает для себя новый молодняк. Этим и объясняется спрос на отъем и полуторников.
Но такая покупка всегда отчасти лотерея. Прекрасный по происхождению и экстерьеру жеребенок далеко не всегда показывает на ипподроме те результаты, о которых мечтает его владелец. Честолюбивые и достаточно обеспеченные люди часто предпочитают купить уже проскакавшую и побеждавшую лошадь. Поэтому лошади двух, трех лет и даже старшего возраста тоже пользуются спросом, если они выигрывали или занимали призовые места.
Не каждый коневладелец может и хочет заниматься разведением лошадей. Поэтому, по завершении скаковой карьеры он пытается продать своих питомцев коннозаводчику. И классных лошадей с удовольствием покупают по весьма высоким ценам. Но большинство лошадей, купленных для скачек оказываются средними или откровенно посредственными. Некоторые из них имеют проблемы со здоровьем. Чаще всего с опорно-двигательным аппаратом. На таких лошадях можно ездить верхом, но нагрузки должны быть щадящими. И вот продать таких лошадей очень проблематично, потому что в современной России лошади чистокровной верховой породы находят применение только в гладких скачках.
Такое положение дел приводит к тому, что столкнувшись со сложностями сбыта отскакавших лошадей, люди разочаровываются и перестают покупать молодняк. Конечно, это касается некрупных коневладельцев, имеющих 3 – 5, а иногда и одну лошадь. Именно они составляют большинство во всех странах, где чистокровное коннозаводство развивается успешно. В России таких людей мало. Основная масса лошадей принадлежит частным конным заводам или очень обеспеченным коневладельцам, которые пока избегают затоваривания. Частники обычно дарят своих отскакавших лошадей друзьям. А конные заводы продают их в северные и восточные регионы, где массовое разведение скаковых лошадей невозможно из-за сурового климата. По счастью, там любят скачки и проводят их на многих ипподромах. Другой рынок сбыта – Казахстан. Там лошадей покупают для байги. Однако, требования к ним весьма высокие. Кроме того, на этом рынке сейчас очень успешно работают поляки.
Таким образом, следует понимать, что несмотря на наличие определенного спроса на молодых лошадей, этот рынок в России замкнут. Определенный, сложившийся круг продавцов и коневладельцев сотрудничают между собой, но новые покупатели на нем практически не появляются. Рынок не развивается вширь, а его потенциальные возможности никто серьезно не изучает. А главное, никто пока не осознает необходимость обеспечить приток новых покупателей. И не просто новых, а покупателей нового типа. Тех, кто держит несколько лошадей и ежегодно приобретает одного или двух полуторников или годовичков. Как привлечь их на рынок чистокровных лошадей вопрос отдельный. Но это вполне реальная задача. И мы подробно рассмотрим пути ее решения в следующей публикации на тему о повышении спроса на чистокровных лошадей. Задача данной статьи – привлечь внимание коннозаводчиков к проблеме активизации продаж лошадей всех возрастов и разного качества.
Статьи по данной теме:
https://troinaya-corona.ru/?p=1652 Сегменты рынка лошадей чистокровной верховой породы
https://troinaya-corona.ru/?p=3190 Как выйти на рынок. Маркетинговая стратегия коннозаводчика.
https://troinaya-corona.ru/?p=1345 Исследование рынка скаковых лошадей в России
https://troinaya-corona.ru/?p=1301 Бизнес-мышление российских коннозаводчиков