Как известно, рынок лошадей призовых пород в России формируется медленно и сложно. Спрос на нем всегда оставлял желать лучшего, а в последние годы снизился еще больше. И это только отчасти можно объяснить общей экономической ситуацией в стране. Основная причина того, что даже хорошую скаковую или беговую лошадь трудно продать – полная пассивность коннозаводчиков, т.е. товаропроизводителей. Регулярные аукционы проводят только к-з «Восход» и 1-й Московский. Нельзя сказать, что лошади на них расходятся, как горячие пирожки, но все-таки продажи идут. Остальные заводы продают лошадей, используя собственные каналы.
Особенность рынка скаковых и беговых лошадей в России, это его замкнутость. Т.е. коневладельцы и коннозаводчики осуществляют купли-продажи между собой, не пытаясь расширить спрос за счет притока новых покупателей извне. Существуют ли сейчас в России потенциальные покупатели скаковых лошадей? Безусловно. Но выход на них, не прямая дорога. Тут неизбежно будут пробы, ошибки, не окупившиеся расходы, а потом поиск новых решений. Но это единственная возможность набрать опыт для эффективного развития рынка и поддержания постоянного спроса. Сидеть и ждать, когда покупатели объявятся сами, верный способ так и остаться при своих интнересах. Даже если давать постоянные объявления о продаже. Пора понять, что простое информирование о наличии товара, не является его рекламой.
С 29 по 31 января в Москве, в Крокус Экспо прошла Международная выставка технологий для животноводства и полевого кормопроизводства АГРОС. В ней участвовали более 300 экспонентов из России и зарубежных стран: Германии, Канады, Швеции, Швейцарии, Турции, Дании, Нидерландов, Франции, Италии, Южной Кореи, Венгрии, Ирландии, Белоруси, Китая, Австрии, Финляндии и Новой Зеландии. Среди них были производители с/х техники, крупные животноводческие предприятия, небольшие фермерские хозяйства, периодические издания по соответствующей тематике, научные учреждения, институты, лаборатории. Были представлены все виды сельскохозяйственных животных от кур и кроликов до коз, коров и овец. Не было только лошадей. Ни одной! Почему?
В Дирекции выставки пояснили, что организаторы были бы только рады участию представителей коневодческой отрасли. Сказали, что приглашали ВНИИ коневодства, который просили оповестить всех заинтересованных лиц. Но как видно, никто не заинтересовался, хотя цены за участие были посильны даже для частных лиц среднего достатка. За экспозицию животных вообще не брали плату, нужно было только оформить соответствующие ветеринарные документы и привезти их. Стоило ли это делать? Конечно, стоило. Посетителей на выставке было много, и особым вниманием их пользовалась зона с животными. Среди участников было много животноводов, а именно они являются частью целевой аудитории, в которой могут появиться новые коннозаводчики и коневладельцы. Такие примеры уже есть. Сейчас ситуация в нашей отрасли такова, что нужно использовать любую возможность выхода к более широкой публике.
Деловая программа содержала круглые столы, научно-практические конференции, семинары, мастер-классы и дискуссии, на которых большое внимание уделялось вопросам развития рынка той или иной продукции. Очень полезно было бы послушать нашим коннозаводчикам. В каждой отрасли у рынка есть свои особенности, но главная черта общая для всех. В современных условиях, просто производить качественную продукцию, мало. Нужны специальные технологии для продвижения ее на рынок, формирования спроса и борьбы с конкурентами. Это целая индустрия. И для каждой отрасли она своя. Специальные люди или целые агентства разрабатывают маркетинговую политику, стратегию позиционирования товара или услуги и комплекс мероприятий для формирования, поддержания и увеличения и спроса. Если всем этим не заниматься, то настоящего рынка в отрасли не будет. Собственно это мы и наблюдаем сейчас в призовом коневодстве России. А когда нет рынка, нет спроса на продукцию, отрасль неизбежно приходит в упадок. Об этом уже говорилось в предыдущем материале.
Но констатируя факт, хочется предложить и выход из создавшейся ситуации. Неплохо было бы проанализировать причины недостаточного спроса на лошадей чистокровной верховой породы в каждой из вновь организованных общественных организаций. Провести опрос скаковой общественности, продумать конкретные мероприятия по активизации спроса. Для этого стоило бы привлечь грамотных специалистов, одинаково хорошо разбирающихся как в коневодстве, так и в рыночных технологиях. Что же мешает это сделать? Прежде всего, встает вопрос: кто всем этим должен заниматься, а соответственно и нести расходы. Ответ может быть только один: заинтересованные лица. А кто они? Естественно предположить, что в развитии рынка, заинтересованы производители продукции, т.е. коннозаводчики. Однако, в реалии мы видим, что вопрос реализации лошадей их не вовсе не волнует. Во всяком случае, они его не поднимают. А на собраниях и конференциях говорят исключительно о государственных субсидиях на племенных лошадей.
Что это? Не понимание проблемы или не желание говорить о ней, опасаясь неизбежного вопроса: почему они не стремятся выйти на самоокупаемость и получение прибыли за счет продаж собственной продукции. Конечно, это сложнее, чем пытаться свести концы с концами, получая субсидии от государства. Но это тупиковый путь для развития бизнеса. Другое дело, что большинство коннозаводчиков в России не расценивают разведение скаковых лошадей, как бизнес. И отчасти это хорошо, потому что не будь у них любви к лошадям, интереса к скачкам, азарта, стремления к успеху и энтузиазма, призового коневодства в России давно бы уже не было. Но получать прибыль от занятия любимым делом, мечта каждого, кто серьезно занимается чем бы то ни было. Тогда что же мешает нашим коннозаводчикам серьезно заняться развитием рынка лошадей в России? Да ничего, кроме индивидуализма и обособленческого мышления: «Я буду помогать развивать общий рынок, а в итоге могут купить не у меня, а у соседа». Но пора уже понять, что в отрасли назрели проблемы, которые можно решить только общими усилиями.