В годы советской власти государство полностью руководило развитием коневодства и несло ответственность за благополучие отрасли. В Главном управлении коневодства и коннозаводства МСХ СССР работало порядка 20 сотрудников, имевших соответствующее образование и опыт практической работы в коневодстве. Существовал единый устоявшийся порядок ведения дел, который не менялся многие годы. Все привыкли к нему, и отрасль жила размеренной и налаженной жизнью. Конечно, до уровня коневодства в развитых капиталистических странах нам было далеко. Люди приезжали из командировок, мы слушали их рассказы и завидовали.
Тогда всем казалось, что главная причина отставания – политический строй. Конные заводы у нас государственные, а значит ничьи. А вот жили бы мы при капитализме, да были бы у нас частные владельцы, вот тогда бы и у нас было так же, как в Англии, Ирландии, Франции и Америке. Такова была логика рассуждений. Но она оказалась совершенно ошибочной. Изменения, произошедшие в стране за последние 25 лет, не принесли ожидаемых результатов. Наоборот отечественное коневодство существенно пострадало от них. Слишком много перемен произошло в стране за относительно короткий период времени. Они затронули все отрасли народного хозяйства, все сферы общественной жизни. Затронули они и коневодство.
Появились новые возможности и новые проблемы. Государственные конные заводы один за другим начали переходить в частные руки. Казалось бы, вот он, тот долгожданный ХОЗЯИН, который выведет их на новую ступень развития. Однако, этого не случилось. Племенные хозяйства попадали в руки дилетантов, которые выкупали их вовсе не для того, чтобы серьезно заниматься разведением лошадей и совершенствовать породы. На примере чистокровного коннозаводства страны видно, что все приватизированные заводы утратили свой статус, правда и те, что остались собственностью государства не в лучшем положении. А в лидеры вышли хозяйства, которые создавались истинными любителями и энтузиастами практически с нуля. Это конные заводы «Донской», «Волгоградский», «Прогресс». В них с самого начала преследовали цель: иметь классных лошадей, способных побеждать в крупных традиционных призах. Похоже, что владельцы других заводов гораздо менее озабочены качеством своих лошадей, а имеют совершенно другие, не связанные с коневодством устремления.
Несколько скаковых ипподромов тоже перешли в частные руки. Государство никак не влияет на их работу. А работают они по-разному.
Краснодарский ипподром привлекает на испытания большое количество лошадей за счет высоких призовых сумм, которые выделяет региональное руководство. Проводятся скачки для лошадей, рожденных в России. Но нет разделения лошадей на группы, как это было в советские годы. Поэтому большое количество лошадей, практически лишено возможности участвовать в таких скачках, где у них есть шансы на победу. На Ростовском ипподроме призовые суммы ниже, но распределяются они более грамотно. Скачки предусмотрены для лошадей разного уровня, поэтому многие коневладельцы предпочитают отправлять своих лошадей в Ростов. Пятигорский ипподром тоже перешел в частные руки. Но его владельцы далеки от коневодства и уровень испытаний там сильно снизился.
Центральный Московский и Нальчикский ипподромы до последнего времени имели статус ФГУП, в 2012 году они были акционированы и вошли в состав ОАО «Российские Ипподромы». Но руководство этого акционерного общества пока концентрирует внимание на административно-хозяйственной деятельности и чисто экономических вопросах. При этом большой круг вопросов остается не решенным, а главное, не понятно, в чьей компетенции они находятся. К кому обращаться с предложениями по рационализации испытаний лошадей на ипподромах, в каких структурах искать поддержки инициативы, которую хотелось бы проявить людям, имеющим адекватное видение проблем развития чистокровного коннозаводства и ипподромной индустрии в России? Тем, кто представляет себе, с какого конца нужно подходить к их решению просто некому изложить свои мысли.
За годы советской власти мы привыкли к государственному руководству отраслью, а когда его фактически не стало, то очень растерялись. Некогда вожделенная свобода не принесла особой радости, потому, что вместе с ее обретением коневоды получили массу дополнительных проблем, с которыми просто не к кому было обращаться. Главное Управление Коневодства и Коннозаводства перестало существовать. Сейчас в МСХ нет ни одного штатного специалиста-коневода. Когда конные заводы и ипподромы принадлежали государству, оно и управляло ими. Выделяло средства, направляло на работу директоров и начконов, контролировало их деятельность, покупало производителей за рубежом, утверждало расстановку жеребцов, перспективные планы племенной работы и конкретные подборы по каждому заводу. Ипподромы тоже работали согласованно. Распределение лошадей по ним проходило под контролем специалистов. Весной, они объезжали все конные заводы, смотрели контрольные галопы и на основании их результатов отбирали лошадей по уровню их скакового класса. Сейчас все идет спонтанно. Научное обеспечение племенной работы было возложено на ВНИИ коневодства. А как руководить работой частных племенных хозяйств и регламентировать деятельность отдельных коневладельцев? Да они бы первые воспротивились столь жесткой опеке. От государства им хотелось бы получать только дополнительные финансовые средства и различные льготы. Возможно ли такое?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, чем же на сегодняшний день является российское коневодство: одной из отраслей животноводства, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства или чисто любительским занятием, по сути таким же как разведение собак, кошек или аквариумных рыбок.
В сегодняшней ситуации такой вопрос вполне уместно задать Министру сельского хозяйства, Премьер-министру и Президенту страны. Взять на себя эту миссию могут различные общественные объединения конников, руководители хозяйств или отдельные граждане. Главное получить обоснованный письменный ответ, в котором будет четко изложена позиция государства в отношении коневодства, как отрасли. Очень сомневаюсь, что кто-либо из должностных лиц, которые будут готовить ответ, в официальном документе напишут, что «государству не до коней». Значит, ситуацию можно будет развивать дальше, добиваясь от государства необходимых действий, направленных на поддержку отрасли.
Государство не вправе бросать коневодство на произвол судьбы. Более 70 лет в стране не было частного коннозаводства. Дореволюционный опыт утрачен. Министерство сельского хозяйства обязано было позаботиться, чтобы адаптация к новым экономическим реалиям произошел постепенно и безболезненно. Теперь оно должно исправить допущенные ошибки. А наша задача как можно шире распространять информацию о современном значении коневодства, его роли в развитии общества, доказывать его востребованность широкими массами, возрождать национальную коневодческую культуру и формировать благоприятный имидж отрасли в глазах руководителей государства и постоянно привлекать их внимание к ее проблемам и нуждам. Каждый, кто болеет душой за наше коневодство, обязан спросить себя, что он может сделать для реализации этих общих задач. Сейчас не тот момент, чтобы сидеть, сложа руки. Дорогу осилит идущий.
Затронута крайне важная тема. Степень участия государства в жизни отрасли скачек и призового коневодства. Надо обращаться в Минсельхоз и требовать разъяснения позиций правительства. И создавать общественные организации.
Лет 20 — 30 назад государственные чиновники были совсем другие. Среди них попадались весьма неглупые люди, с которыми можно было делать какие-то дела, о чем-то договариваться. Сейчас их нет. Поэтому государственное руководство коневодством проблематично. И нужно создавать общественные организации.
Государство обязано оказывать поддержку коневодству. Тем более призовому. Спортивному не обязательно. Надо писать, требовать, обращаться к президенту. Собирать подписи, открыть счет, организовать клуб любителей и устраивать акции, привлекать к работе журналистов, все время привлекать внимание к ипподрому, скачкам и бегам.