Традиции и анахронизмы
В последнее время ипподромные испытания верховых лошадей в нашей стране утратили многие традиции. Переименованы призы, сокращены дистанции, практически не проходят выводки перед началом сезона, контрольные галопы, если и проводятся, то далеко не во всех хозяйствах и совсем не так, как раньше. А все эти скаковые порядки складывались десятилетиями и проверены временем, поэтому должны были составить основу современной скаковой практики в России. Ни в одной другой стране, с развитой скаковой индустрией, никогда не допускались такие резкие и многочисленные изменения. Все понимают, что поддержание традиций необходимо для дальнейшего развития скаковой системы. Однако, с течением жизни, изменением политических, экономических и социальных условий некоторые укоренившиеся порядки устаревают и начинают тормозить общий прогресс. От таких пережитков прошлого необходимо избавляться. В отечественном скаковом деле пока все наоборот. Многие ценные традиции утрачены, а такой явный анахронизм, как длительная и бесполезная зимовка лошадей скакового возраста остался. Почему? Попробуем разобраться.
Экскурс в физиологию тренинга
Скаковой сезон в России неоправданно короткий, даже на южных ипподромах, где климат однозначно позволяет раньше начинать его и позднее заканчивать. Так повелось с советских времен, а современные реформаторы системы отечественных испытаний почему-то упорно не хотят производить столь целесообразных изменений в расписании розыгрыша призов. То, что рано или поздно это будет сделано, у меня лично сомнений нет. Здравый смысл обязательно восторжествует. Но пока коневладельцы могли бы найти другой выход из положения – зарубежные гастроли в страны, где скачки проходят в осенние и зимние месяцы или круглогодично. Смысл этого очевиден. Во-первых, дополнительная возможность для лошади проявить себя, тем более что двухлетние и трехлетние лошади имеют ограниченный срок выступлений в целом ряде крупных призов. Во-вторых, призовые суммы в Турции, Гонконге, Сингапуре и особенно в Арабских Эмиратах весьма высокие, и такие поездки, при профессиональном их планировании, могут быть экономически выгодными. Но для владельца выступления его лошади, пусть даже не очень удачные, это всегда заряд эмоций, опыт участия в призах и возможность наблюдать интересные скачки, когда в России «мертвый сезон». Как можно пренебрегать такими возможностями?!
Но нужно задаться и другим вопросом, как скажется такие поездки на здоровье лошадей и их спортивной форме. Ведь многие полагают, что длительный зимний отдых скаковых лошадей это необходимая часть тренировочного процесса. Так ли это? Обратимся к научным данным. Установлено, что динамика спортивной формы у каждой лошади индивидуальна. Однако, она имеет ряд общих закономерностей. В частности состоит из трех фаз: приобретения (становления), сохранения и временной утраты. Длительность каждого отдельного этапа может быть различна. К тому же, знание физиологических основ высокого уровня работоспособности и условий сохранения скакового порядка лошади в течение длительного времени позволяет совершенствовать системы тренировки скаковых лошадей и более рационально составлять график ее выступлений. Согласно исследованиям профессора А.А.Ласкова, который многие годы заведовал лабораторией тренинга ВНИИ коневодства, в среднем, скаковая лошадь может находиться на пике своей спортивной формы в течение двух-трех месяцев. Но при определенном построении тренировочного процесса, в частности, при волнообразном изменении характера нагрузок, этот срок можно продлить до четырех-пяти месяцев. Следовательно, спортивная форма состояние устойчивое, но не постоянное.
Из сказанного следует, что при длительном межсезонье один или даже несколько потенциальных пиков формы лошади остаются неиспользованными. Спортивная тренировка строится в виде циклов, имеющих различную продолжительность. При этом различают микро-, мезо- и макроциклы. В практике скакового тренинга микроциклы, это совокупность нескольких тренировочных занятий с разными нагрузками и восстановительными днями. Как правило, это недельные циклы, включающие в себя дни резвых работ и более легких нагрузок. Мезоцикл, это относительно законченный ряд микроциклов, образующих тот или иной этап тренировки, например подготовка к определенному призу.
Макроциклы в отечественной скаковой практике по протяженности равны календарному году, который состоит из короткого сезона испытаний и длинного межсезонья. Специальные научные исследования показали, что после полноценного скакового сезона лошади необходим активный отдых. То есть снижение обычных рабочих нагрузок. Но для полного восстановления организма здоровой лошади требуется около двух месяцев. Более длительное отсутствие тренировочных нагрузок не способствует успешной подготовке к новому сезону. Происходит снижение общего уровня тренированности животного, и последующий набор формы требует более длительного подготовительного периода. Так что полугодовой «мертвый сезон» в системе отечественных ипподромных испытаний мера не столько необходимая, сколько вынужденная. А точнее, даже не нужная, если не сказать вредная.
Теория и практика
Раньше, полугодовой сброс лошадей с работы, диктовался условиями их содержания. В бытность государственных конных заводов лошадей на зиму забирали с ипподромов «домой» по причинам, связанным с организацией производства и общим распорядком работы заводов. Нынешние частные коневладельцы тоже стараются увезти своих лошадей на зиму туда, где потеплее. Но даже там, где самая теплая «зимовка» — в Краснодарском крае далеко не самые лучшие условия. Бывают и морозы, и снег, и сильные ветры, и гололед. Что же говорить о более северных районах – Ростовской и Волгоградской областях. Немаловажным условием восстановления, поддержания и наращивания скаковой формы во время вынужденного зимнего простоя является оптимальное состояние скаковой дорожки. Однако, в настоящее время, в подавляющем большинстве хозяйств уход за ней в зимнее время оставляет желать лучшего. А кое-где рабочие круги вообще отсутствуют.
Если еще учесть неизбежные стрессы при транспортировке и акклиматизации, которым лошади подвергаются дважды в год, то вполне закономерно встанет вопрос о целесообразности перемещения лошадей с ипподромов. Но все российские скаковые ипподромы находятся в разных условиях. Прежде всего, в плане климата. И южные ипподромы, с их неустойчивой погодой и сильными ветрами, представляют худший вариант для зимовки скаковых лошадей. Тем более, что некоторые из них вообще закрывают скаковую дорожку на зиму, и для полноценной работы лошадей условий нет. А вот Центральный Московский ипподром вполне пригоден для зимовки скаковых лошадей. И это доказано практикой. Все тренеры, которые зимуют со своими отделениями на ЦМИ, говорят, что состояние дорожки и погодные условия в Москве гораздо лучше, чем на южных ипподромах. Более того, для лошадей старшего возраста вполне можно проводить скачки. И такой опыт был в самом начале 2000-х годов.
Главное, конечно, это уход за дорожкой. В холодное время года за дорожкой, покрытой снегом все равно нужен уход. Но он легче и дешевле, чем за грунтовой дорожкой. На юге России снег тоже выпадает и лежит какое-то время, но потом тает. А еще хуже, когда после оттепели грунт схватывается ледяной коркой и образуются наледи. Такую дорожку нужно боронить каждый день с утра перед тем, как на нее выйдут лошади. А раз в две недели грунт на дорожке поднимают дисками. Но далеко не каждое хозяйство, занимающееся выращиванием и тренингом скаковых лошадей способно таким образом ухаживать за кругом. Поэтому Ростовский и Пятигорский ипподромы предпочитают просто закрывать скаковую дорожку на зиму. А вот ПКЗ «Прогресс» полностью выдерживает технологию поддержания рабочего круга в оптимально состоянии. Вот как он выглядит после ежедневной утренней обработки.