15 июля разыграно Дерби в Краснодаре, 22 июля в Пятигорске. Это были большие скаковые дни. В Краснодаре прошло 12 гладких скачек, в Пятигорске – 9. Их результаты подробно излагать нет смысла, поскольку они выложены на сайте Ипподром ру. К тому же с обоих ипподромов телеканал «Конный мир» вел прямые трансляции, которые будут неоднократно повторятся, и все желающие смогут их увидеть. А вот на статистических данных стоит остановиться, т.к. они характеризуют общее состояние чистокровного коннозаводства в нашей стране.
На Краснодарском ипподроме в скачках участвовали лошади 33 -х коневладельцев. Победы распределились между шестью из них и то неравномерно. ПКЗ ООО «Прогресс» выиграл 4 скачки, в том числе самые дорогие — Дреби и Йоркширский ОКС. Призовой фонд каждой из них превышал миллион рублей. Лошади КФК Барсук Т.Л. победили в трех скачках, в том числе призе Министерства СХ РФ. Это приз первой группы ценой 710 000 рублей. Еще 5 коневладельцев: Бухтояров В.П., Каракотов М.Н., Пшеничный А.А., к-з «Шовгеновский» и к-з «Эклипс»выиграли по одной скачке.
Призовой фонд гладких скачек в день Дерби на Краснодарском ипподроме составлял 4 872 000 рублей. Половина этой суммы распределялась между победителями скачек. 4 победителя ПКЗ ООО «Прогресс» выиграли 1 600 000 рублей, 3 победителя КФХ Барсук принесли в казну хозяйства 455 000 рублей. Выигрыши остальных пяти владельцев победителей составляли: от 111 до 50 тысяч рублей.
Однако, в скачках бывают не только победители, но и призеры. Всего на платные места попали лошади 20 коневладельцев. И лидером среди них был к-з 711 – 7 платных мест. У «Прогресса и «Барсука» результат одинаковый – по 6 платных мест. Конные заводы «Восход» и «Эклипс», СХПК «Надир» и частный владелец А.А.Пшеничный заняли по 2 платных места, остальные 16 коневладельцев по одному. По общей сумме выигрыша на первом месте опять оказывается ПКЗ «Прогресс» — 2 028 500 рублей. Это 41,6 % всего призового фонда, разыгранного в день Дерби. На втором месте КФХ «Барсук» — 979 000 рублей, на третьем к-з 711 — 337 000 рублей. Выигрыши этих хозяйств составляют соответственно – 20,1% и 6,9% от всего призового фонда. Таким образом, на долю остальныех 17 коневладельцев приходится 31,4 %. А еще 13 коневладельцев вообще ничего не выиграли.
На Пятигорском ипподроме в день Дерби разыграно 9 скачек. Их призовой фонд в совокупности составил 2 020 000 рублей. 42 коневладельца выставили на эти призы своих лошадей. В Краснодаре выступали только три из них: КФХ «Барсук», Первый Скаковой Синдикат и М.Н.Каракотов. Лошади Первого Скакового Синдиката 9 раз занимали платные места, лошади КФХ Барсук – 8. В их числе победа и третье место в Дерби. А это была самая дорогая скачка дня – 1 000 000 рублей, т.е. половина всего призового фонда. Для сравнения, приз Министра сельского хозяйства РФ стоил всего 100 000 рублей. А это тоже скачка первой группы. Первый Скаковой Синдикат выиграл гораздо меньше, несмотря на большее количество побед. У него 2-е и 4-е места в Дерби. Лошади еще 14 коневладельцев заняли платные места в скачках. Р.А.Кадыров – 3, ООО СХП «Свободный Труд» и В.С. Геремеев по 2, остальные 11 владельцев по одному.
Конечно, можно только порадоваться за ПКЗ «Прогресс», КФХ «Барсук», Первый Скаковой Синдикат и к-з 711 и поздравить их с успешными выступлениями. Однако, совершенно ясно, что крупным коневладельцам гораздо проще побеждать в скачках. У них больше лошадей, они могут создать для своего поголовья лучшие условия кормления и содержания, взять на работу более квалифицированный персонал, покупать более дорогой молодняк, а кобыл отправлять на случку к ведущим европейским производителям. Но таких хозяйств не может быть много. Чтобы чистокровное коннозаводство в стране полноценно развивалось, оно должно стать массовым. То есть коневладельцев, имеющих по несколько лошадей должно быть значительно больше. И это вполне реально. Многих людей привлекает любительская верховая езда, общение с лошадьми и вращение в кругу единомышленников. Сейчас они покупают лошадей хобби класса, пользуются услугами проката и тратят на это гораздо больше денег, чем уходило бы на содержание скаковой лошади, от которой можно было бы получать больше удовольствия, не отказываясь от всего того, что дает обычная прогулочная лошадь. Люди просто не знают этого. А они ведь именно те потенциальные покупатели, которые могут и должны оживить рынок лошадей чистокровной верховой породы. Над этим необходимо работать. Но сейчас речь о другом.
Понятно, что Россия еще не скоро придет к тому состоянию призового коннозаводства, когда содержание и разведение лошадей будет хотя бы частично окупаться. Но когда твоя лошадь зарабатывает хоть что-то, это стимул и материальное подспорье для того, чтобы продолжать заниматься коневодством. Покупать и содержать лошадей, готовить их к скачкам и участвовать в розыгрыше призов. Но видя такой статистический расклад, как при розыгрыше Пятигорского и Краснодарского дерби, многие рядовые коневладельцы могут разочароваться и потерять интерес к выращиванию и подготовке лошадей к скачкам. И чтобы этого не произошло, необходимо принять меры для того, чтобы выигрывать призы на ипподромах могло возможно больше людей, имеющих небольшое количество лошадей и только начавших заниматься коневодством.
Что же можно для этого сделать? Во-первых, максимально грамотно и продуманно распределять призовые суммы по дням и отдельным скачкам. Увеличить количество призовых мест в них и платить за участие всем стартовавшим лошадям. Ввести бонусную систему для отдельных категорий коневладельцев. Проводить разъяснительную работу со спонсорами. Более празднично проводить процедуру награждения, чтобы компенсировать недостаточно высокие призовые суммы моральным поощрением. Это только то немногое, что приходит в голову навскидку. На самом деле способов помочь некрупным и начинающим коневладельцам намного больше. Проблема лишь в том, что пока в нашей стране нет даже общественной организации, которая ставила бы своей целью выявление реальных проблем отечественного коннозаводства, поиск способов их разрешения собственными силами и реальные действия, направленные на улучшение ситуации в отрасли. Все ждут помощи от государства. Но поддержки от него можно добиться, лишь проявляя инициативу и прикладывая собственные усилия.
Всё это — так. Но вот только для того, чтобы что-то начало меняться в лучшую сторону, коневладельцы должны быть заинтересованы в изменениях. По факту же мы видим, что они не готовы объединиться для обсуждения и решения проблем и, более того, каждый из них «тянет одеяло» на себя. Пока ситуация обстоит данным образом, ничего не изменится, увы.
Поднятые вопросы чрезвычайно важны и интересны.
Пытаюсь обсуждать их с татарстанскими конниками.
Кое что было сделано. На пример улучшена церемония
награждения, хотя и ранее она была на достаточном
уровне. Можно перечислить ещё ряд мер и нововведений.
Все затронутые вопросы имеют непосредственное
отношение к концепции развития не только скачек и бегов, но и всего конского дела России.
Если кому то показалось, что ряд поднятых в статье
вопросов малозначимы, рекомендую обратиться к девизу создателей Роллс-Ройса.
Один тезис автора всё же требует некоторого пояснения.
В каком смысле слова можно говорить о массовом скаковом спорте для чистокровных верховых?
Это действительно одна из главных проблем отечественного призового коннозаводства. И дополняет ее отсутствие у многих специалистов и административных работников понимание того, насколько такая ситуация тормозит развитие отрасли. Что же можно сделать? Во-первых, всетаки пытаться объединить коневладельцев. Не сразу, не насильственно, а хотя бы стачала в местные ассоциации на каждом ипподроме, потом создать головную. Вести разъяснительную работу с ними очень сложно. Но это необходимо, поэтому попытки следует делать постоянно. Вода камни точит. Для них основная проблема — отсутствие рынка. Нужно все время говорить им об этом и доказывать, что решить ее можно только сообща.
Речь не о массовом скаковом спорте, а о массовом интересе к нему и массовой поддержке. Но во всех странах есть жокеи-любители. У них свои чемпионаты, свои правила и у нас нужно развивать это направление. Ведь большинство людей приходят к лошади через увлечение верховой ездой. Сколько прокатчиков можно было бы перевербовать при желании.