На старт Большого приза для лошадей двух лет вышло всего 5 жеребцов. Два из семи записанных, были сняты по ветеринарным причинам. Почему же традиционный приз 1 группы стоимостью 2 040 000 рублей не собрал полные боксы? Причин здесь несколько. Значительная сумма стартового взноса могла демотивировать не слишком обеспеченных владельцев с небольшим поголовьем. Особенно тех, чьи лошади скакали на других ипподромах. Ведь транспортировка и размещение лошади на ЦМИ тоже обходятся не дешево. А в успешном выступлении никогда нельзя быть твердо уверенным. Не известно, как лошадь перенесёт дорогу, как среагирует на незнакомую обстановку, подойдет ли ей московский круг. Ведь сейчас все привозят лошадей за 2-3 дня до скачки, что совершенно не правильно, учитывая расстояния между ипподромами и качество дорог.
Вторая причина, это отсутствие должной скаковой формы на момент старта. В большинстве европейских стран сезон начинается раньше, чем у нас, но двухлетних лошадей начинают испытывать с середины июня, и то очень осторожно. А все крупные призы для них разыгрывают в сентябре-октябре и даже в ноябре. В России сезон очень короткий, поэтому такой возможности нет. Молодые лошади начинают выступать раньше, а в начале июня проводят Приз Президента РФ. В его программу входит приз Жокей Клуба для лошадей двух лет, рожденных в России, ценой в 1 000 000 рублей. Естественно, лошадей к этой скачке готовили заранее, но времени все равно было мало. В итоге собралась небольшая компания 7 голов, но это были классные двухлетки. Однако, в Большом призе никто из них не участвовал. Пик формы, набранный в начале сезона, прошел. Вообще, двухлетки, начавшие активно выступать в начале сезона, часто не столько выходят из формы из-за накопленной усталости, сколько станонвятся «на прикол» по ветеринарным причинам. Не окрепший опорно-связочный аппарат, подвергаясь нагрузкам, сразу дает о себе знать. Появляются проблемы с конечностями, чаще всего это букшины, лечение которых требует покоя.
На фоне снижения общего количества испытываемых лошадей, уменьшение численности двухлеток наиболее заметно. Даже на Краснодарском ипподроме, где испытывается наибольшее количество лошадей, скачки для этой возрастной группы не собирают полные боксы. Поэтому, малое количество участников Большого приза вполне закономерно, при текущем положении дел в российском чистокровном коннозаводстве. Это симптом, на который следует обратить внимание и принять меры для предотвращения дальнейшего развития этой негативной тенденции.
Но и при пяти участниках, скачка все равно получилась зрелищной, а результат ее для многих стал полной неожиданностью. Фаворитом считался Эмпайр Мо (Анкл Мо – Боннис Эмпайр) — второй призер Пробного и Летнего призов и победитель приза в честь Дня ВМФ России. Судя по скаковым карьерам соперников, самым опасным был гастролер из Краснодара Бернард Барс (Бернардини – Уайт Уэйвз). Он выиграл рядовую скачку на 1000 м, Летний приз и остался третьим в призе Первой Короны. Интересно было, как проявит себя в этой скачке Хабиб (Хэйнсфилд – Бэллз Фор Ас). После победы в Пробном призе на ЦМИ, его увезли в Пятигорск, где он выступил в Летнем призе и занял третье место. На фоне этих трех претендентов два жеребца из отделения Ольги Полушкиной выглядели более скромно. Они имели по одному старту. Бернардино Чарм( Морнинг Лайн – Корал Си) выиграл скачку для не побеждавших лошадей, а Япончик (Джерси Таун – Спид Вэгон) занял третье место в призе в честь Дня ВМФ России.
Но именно эти два жеребца и заняли первое и второе места. Эмпайр Мо стал третьим призером, Бернард Барс четвертым. Скачка сложилась так. Хабиб вырвал старт, но его быстро обошел Бернард Барс, который и возглавлял компанию по противоположной прямой. Его атаковал Бернардино Чарм, а Эмпайр Мо шел третьим. Хабиб постепенно отпадал назад. Япончик в начале дистанции отставал от соперников. Он приблизился к ним только в левом повороте, но все равно оставался четвертым. А борьба, по прежнему, шла между Бернардом Барсом и Бернардино Чармом. На финишной прямой в нее вмешался Эмпайр Мо. Но тут Япончик, под седлом Дениса Суханова сделал мощный бросок с полевой стороны и разом обошел всех соперников. Его резвость 1.39,9. Япончик (Джерси Таун – Спид Вэгон) рожден в США, принадлежит Ольге Полушкиной, которая и подготовила его к победе.
Нельзя не отметить, что среди участников Большого приза не было лошадей, рожденных в России. А также не было ни одной кобылы. Хотя в советские годы лучшие кобылы сезона часто стартовали в Большом призе и даже побеждали. Достаточно вспомнить Скалу (1971), Гиду (1977), Экзантему (1979), Элиару (1981),Фемину (1984), Фабрику (1989), Дрёму (2002). С тех пор ни одна кобыла не выиграла Большой приз на ЦМИ, да и участвуют в нем зачастую только жеребцы. Но сравнение лучших кобыл, выделившихся в закрытых призах ( Пробном для кобыл, реки Кубани и реки Волги) имеет селекционное значение и составляет особую интригу Большого приза. Это так же интересно, как участие оксистки в Дерби. А интересность скачек всегда привлекает зрителей и игроков, что очень важно для популяризации и развития тотализатора.
Очень жаль, что в Большом призе не участвовала Кармель Барс (Денбера Дансер – Кавалькада). Эта кобылка заявила о себе в самом начале сезона. На Краснодарском ипподроме она выиграла ограничительный приз на 1000 м, а затем и Пробный. После этого ее привезли в Москву, где она с блеском прошла в призе Жокей Клуба. Кобыла заняла первое место, оставив далеко сзади всех своих соперников. Третья скачка в сезоне и транспортировка на ЦМИ и обратно в Краснодар не оказали отрицательного воздействия на скаковую форму Кармели Барс. Она выиграла в Краснодаре еще 2 скачки: приз реки Кубань и приз Коннозаводчиков Кубани (1400 м). Пять стартов и пять побед вполне достаточно, чтобы заслуженно считаться лучшей двухлетней лошадью сезона 2017. Но Кармель Барс выступила еще один раз в призе Надежда Кубани на 1600 м, и хотя она заняла там второе место, это выступление тоже следует считать успешным.
Она проиграла сильной сопернице Афине Палладе (Индиан Джэмесон – Паллада). Они уже встречались ранее в призе в честь 17-го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса на краснодарском ипподроме. Это была дебютная скачка для обеих кобыл. Тогда победила Кармель Барс, а Афина Паллада была пятой. Затем она выиграла в Ростове Пробный приз и приз реки Кубань. А после этого опередила Кармель Барс в призе Надежда Кубани. Для Афины Паллады это был четвёртый старт, а для Кармели Барс шестой. И ей приходилось бороться с более сильными соперниками. Поэтому второе место за Афиной Палладой вполне достойный результат. Кобыла не сдавалась до самого финиша и показала, что хорошо справляется с максимальной дистанцией для двухлетних лошадей.
Афину Палладу тоже было бы интересно увидеть в Большом призе на ЦМИ, как и еще одну интересную кобылку Джанет (Паландер – Сейф Чойс). У нее на тот момент было 3 старта и 3 победы на Пятигорском ипподроме: в скачке на 1000 м, Летнем призе и призе реки Волги. Однако, она была записана на Большой приз в Пятигорске ценой в 100 000 рублей, который проходил в следующее воскресенье после Большого приза в Москве. Владельцам нужно было выбирать одно из двух, и они предпочли остаться в Пятигорске. Джанет заняла там четвертое место. Но это не означает, что на ЦМИ она не смогла бы показать хороший результат. Две лучшие двухлетние кобылы столичного ипподрома Наргиз и Гримировка тоже вполне заслуживали участия в Большом призе, но тренеры решили, видимо, не напрягать их и поберечь до следующего сезона. Победительница приза Первой Короны в Краснодаре Лакона (Конгрэтс – Лавлиа) до этой скачки имела лишь один старт. Она выиграла скачку на 1200 м для не побеждавших лошадей. С такой карьерой она вполне могла посоперничать с участниками Большого приза в Москве, но и ее не привезли на ЦМИ.
Большой приз на главном ипподроме страны, конечно же, должен быть встречей лучших двухлетних лошадей со всех ипподромов. Только в этом случае оправдан такой высокий призовой фонд. Однако, такой встречи не получилось. Палуан (Пивотал – Паудермил) беспроигрышно скакал в Ростове. Выиграл Пробный приз, Мемориал Майстренко и Приз Первой Короны. Пантилей (Дроссельмаер – Стелла Прима) победитель призов: Пробного, Летнего и Первой Короны в Нальчике, тоже беспроигрышный жеребец. Однако, ни тот, ни другой не стартовали в Большом призе в Москве, как и победитель аналогичного приза в Пятигорске Брокер Барс (Пауэр Брокер — Леди Ви). Не привезли на ЦМИ и Иль Тайма (Алаян – Саммертайм Лав), который выиграл Пробный приз и приз И.А.Фомина в Краснодаре, а в призе Первой Короны был вторым. Вполне мог стартовать в Большом призе и казанский жеребец Арбитр (Апулей – Виолончель) – победитель приза «Фаворит Поволжья».
Почему столько классных двухлетних лошадей не было заявлено на участие в Большом призе на ЦМИ? Видимо, высокие призовые не являются универсальным способом привлечения к участию в скачке лучших лошадей. Что же тогда служит главенствующим фактором для владельцев? Возможно, все дело в несогласованности календарей на разных ипподромах, или в слишком плотном графике выступлений двухлетних лошадей в начале сезона. Необходимо внимательно разобраться в причинах малого числа участников Большого приза на ЦМИ, с тем, чтобы в следующем сезоне столь дорогая и престижная скачка была более представительной. А следовательно и более привлекательной для игроков. Ведь нельзя же постоянно рассчитывать на щедрость спонсоров. Необходимо развивать тотализатор, чтобы в обозримом будущем выйти на самоокупаемость разведения скаковых лошадей, о которой мечтают все отечественные коннозаводчики. Но мечтая, слишком мало делают для того, чтобы осуществить эти вполне реальные планы.
Полная чехарда сейчас со скачками. Смотрел Пятигорск, так там еще есть двухлетки, которые ни разу не проскакали. В Большой приз раньше записывали только победителей и призеров традиционных призов, а сейчас, скачи кто хочешь, лишь бы компания собралась. Бред какой-то. Почему молчат профессионалы. Много же грамотных, знающих людей в коневодстве у нас есть. Надо им брать руль в свои руки, иначе беда. И эти отъезды с ЦМИ после крупных скачек заколебали уже. Наглость просто. Есть директор то на ипподроме?
Двухлетние лошади однозначно должны начинать скакать не раньше конца июня. Почему у нас не приживается опыт сильных скаковых стран?
Я думаю, что в этом году вопрос о лучшей двухлетней лошади уже решен. Это Кармель Барс. И навряд ли кто поспорит.
Уникальность нашей страны в том, что прямолинейно перенимать опыт западных стран, где развиты скачки у нас не получится. Надо идти своим путем и применять нетрадиционные методы. Только тогда мы сможем двинуться вперед.
У Ольги Полушкиной очень хорошо получается с двухлетками. Но потом эти лошади как-то блекнут и меркнут. Как,например, Кедра.
Смотрю скачки в Москве. Конец уже сезона, а столько появилось не скакавших двухлеток. Почему же они на Большой приз не шли?